11
смешанная авиационная дивизия в боях 22 июня 1941.
В соответствии
с советской военной стратегией государственную границу на территории
БССР прикрывало три сухопутные армии. В состав каждой армии была придана
смешанная авиационная дивизия. Гродненский участок границы протяжённостью
около 150 км согласно плану должна была 3я армия под командованием генерал-лейтенанта
Кузнецова и 11 смешанная авиадивизия под командованием полковника Ганичева.
11 смешанная авиационая дивизия имела в своём составе четыре авиаполка
- 190 шап, 127 иап, 122 иап и 16 сбап. Однако 190 штурмовой полк существовал
только теоретически. Он был в стадии формирования и предполложительно
в мае 1941 убыл на переучивание на самолёты Ил-2. На аэродроме в Щучине
возможно оставалась часть личного состава. Аэродромами постоянной дислокации
полков были Лида (командование дивизии и 122 иап), Скидель (127 иап)
и Желудок (16 сбап).
122 иап на 22 июня 1941 года ближе всего располагался к государственной
границе СССР того времени - около 17 километров, т.к. перелетел из Лиды
на полевой аэродром Новый Двор (Новы Двур). 122 истребительный авиаполк
ап имел на вооружении 71 пушечный самолёт И-16 на 50 лётчиков. Все самолёты
находились на полевом аэродроме Новы Двур. Со всех самолётов накануне
было снято вооружение. Около 3 часов утра военнослужащие 122 иап отчётливо
слышали шум танковых моторов (врядли это было именно так - слишком далеко
была граница) и сообщили в штаб дивизии в Лиду. Была объявлена тревога.
На рассвете 22 июня аэродром был атакован шестью самолётами Ме-110 (предположительно
это были самолёты ZG26 или SKG210). Немцы безнаказанно уничтожали самолёты,
технику и ангары. Самолёты 122 иап взлетели только во время третьего
налёта вражеской авиации. Лётчики сообщили о 4 сбитых бомбардировщиках
(предположительно До-17 из KG2) и нескольких истребителях. Полк поднимался
в воздух ещё два раза. Он прикрывал с воздуха Гродно и мосты через реку
Неман. Однако во время воздушной разведки была обнаружена моторизованная
колонна немецких войск стремительно приближающуюся к аэродрому Новы
Двур (Новый Двор). Это был передовой отряд 486го пехотного полка 256й
пехотной дивизии с тяжёлой артиллерией и Stug'ами. Исправные самолёты
были подняты в воздух и взяли курс на аэродром в Скиделе. Оставшиеся
пилоты и техсостав эвакуировался на автомобилях. На аэродроме царила
всеобщая суматоха, неразбериха и паника. В 13:15 (по немецким данным)
немецкий отряд захватил Новый Двор. Штуги прямой наводкой расстреливали
заправщики и машины техобслуживания 165 бао. При подходе к аэродрому
Скидель самолёты 122 иап встретили истребители Люфтваффе. Во время боя
часть самолётов была сбита. Падающие горящие самолёты и многочисленные
воронки вывели из строя взлётно-посадочную полосу. Часть самолётов 122
иап полетела на аэродром Лида.
Но и в Лиде 122 иап настигли немецкие самолёты. 22 июня Люфтваффе совершило
3 авиационных налёта на Лидский аэродром. Около 15:00 на аэродром сбросили
бомбы самолёты Ю-88А (предположительно это были самолёты I/KG3). Бомбардировщики
уничтожили много самолётов на земле. Осколками был смертельно ранен
командир 122 иап полковник П.И. Ганичев. В командование 11 смешанной
авиадивизией вступил подполковник Л.Н. Юзеев. Около 18:00 был совершён
второй налёт на Лидский аэродром. На этот раз штурмовку провели двухмоторные
Ме-110. Предположительно это были самолёты I/ZG26. Во время этого налёта
был ранен подполковник Юзеев. Командование 11 сад принял подполковник
Гордиенко. Примерно в 20:30 два самолёта До-17Z из состава 7 эскадрильи
KG3 в третий раз атаковали аэродром в Лиде.
В официальных потерях Люфтваффе на 22 июня 1941 года в районе Гродно
проходят семь потерянных самолётов - разведчик FW-189, один Ме-110 и
пять истребителей Ме-109.
127 истребительный авиаполк на 22 июня 1941 года располагался на полевом
аэродроме Лесище. 127 иап был вооружён самолётами И-153. Полк совершил
в первые дни войны 180 боевых вылетов. Это единственный полк, который
не понёс потерь во время первого воздушного удара Люфтваффе. Приблизительно
в 3:30 на рассвете по телефону была получена информация о бомбардировке
немецкими самолётами города Гродно. По приказу командира полка подполковника
Гордиенко в воздух было поднято дежурное звено истребителей - пять истребителей
под командованием старшего политрука Данилова. Севернее Гродно истребители
увидели на встречном курсе немецкие Ю-88. После короткого боя все бомбардировщики
были сбиты. Один из Ю-88 был сбит Даниловым. Удивительно, но похоже
целый день 22 июня Люфтваффе не могло обнаружить аэродром Лесище с самолётами
127 иап, т. к. приложило все силы для масировки самолётов. Во время
второго вылета возглавляемые Даниловым 8 советских истребителей рассеяла
группу немецких самолётов, а Данилов сбил свой второй немецкий самолёт.
Возвращаясь с боевого задания лётчики 127 полка увидели возле аэродрома
Черлёна около 40 немецких самолётов атакующих аэродром. К немецким самолётам
с другой стороны приближались истребители 122 иап. В завязавшемя воздушном
бою с двух сторон принимало участие около 70 самолётов. Потери Люфтваффе
- 4 самолёта. Советские лётчики потеряли 5 самолётов. Во второй половине
дня лётчики 127 иап сбили 3 немецких самолёта в районе Скиделя. Вечером
22 июня аэродром был обнаружен и немецкие пикируюшие бомбардировщики
Ю-87 в сопровождении истребителей Ме-109 атаковали аэродром.
16 сбап был разгромлен на аэродроме Черлёна практически без боя. В полку
числились 46 экипажей, 24 самолёта СБ-2 и 37 самолётов Пе-2. Разные
донесения указывают разные типы самолётов, проводивших штурмовку аэродрома
- Ю-88, Ме-110 и До-17.
Разное указано также время налёта и полного уничтожения 16 сбап - около
10 утра и около 4 утра.Однако скорее всего налётов было два или даже
больше.
Скорее всего первый налёт около 4:00 совершили бомбардировщики Ю-88
из KG3 (больше 39 самолётов) с истребителями сопровождения. Во время
этого налёта имело место столкновение советского и немецкого самолёта.Официально
считается что командир эскадрильи А. Протасов таранил фашистский истребитель
Ме-110, в настоящее время там находится памятник. Но таран истребителя
бомбардировщиком врядли возможен, скорее всего самолёты просто столкнулись
на встречных курсах. Хотя есть версия, что немецким самолётом не был
истребитель, а бомбардировщик Ю-88. Версии подвига протасова можно прочитать
здесь.
Во время первого налёта практически все самолёты полка были уничтожены.
После первой бомбардировки удалось взлететь только 4 экипажам (среди
них был экипаж штурмана Самарина). Экипажи во время бомбардировки укрывались
в лесу. После налёта военнослужащие оставили аэродром и уехали на машинах
в Лидском направлении.
Второй около 10:00 был совершён самолётами Ме-110 из состава ZG-26,
которые забрасывали аэродром и оставшиеся там самолёты мелкими осколочными
бомбами. И именно во время второго налёта на аэродромом был воздушный
бой с участием 122 иап и 127 иап (всего около 70 самолётов с двух строн),
о котором говорилось выше.
Третий налёт самолётами До-17 маловероятен - похоже, что всё что можно
было уничтожить было уже уничтожено. По воспоминаниям лётчика 3го дальне-бомбардировочного
корпуса дальняя авиация в конце июня 1941 бомбила аэродром возле Гродно,
захваченный немцами вместе с советскими самолётами. По этим воспоминаниям
на землё уничтожались самолёты СБ. Есть версия, что это был аэродром
Черлёна и самолёты СБ 16 сбап, оставленные личным составом во время
бегства на восток. Но уверенности нет, т.к. этим аэродромом могла быть
Борисовщизна - аэродром 13 сбап 9й смешанной авиадивизии. Борисовщизна
и Черлёна находятся рядом, в 13 сбап также имел на вооружении самолёты
СБ.
Аэродром Щучин также подвергся обстрелу с воздуха. Какая немецкая часть
совершала налёт пока не известно, однако это подтверждает факт, что
какое-то количество самолётов всё-таки находилось на 22 июня на аэродроме,
т.к. бомбардировка пустого поля врядли имела место.
Жители Западной Белорусси, присоединённой к СССР в 1939 году, за два
года оккупации пережили коллективизацию и несколько волн депортации
в азиатскую часть СССР, заключения и расстрел пленных офицеров в Катыни,
Старобельске и Медном. В Западной Белоруссии постоянно находились части
НКВД, пытавшиеся уничтожить антисоветскую организацию Армию Краёву (АК),
в которую вошли наиболее активные противники построения коммунизма.
Часть коренного населения не скрывала своей радости по случаю ухода
советских войск. Никто ещё не знал, что очередная оккупация будет ещё
хуже советской. Поэтому были случаи саботажа и обстрела советских военнослужащих
и их семей (например аэродром Новы Двур, г. Гродно).
Используемая литература:
Д.Б. Хазанов "1941. Война в воздухе горькие уроки."
Д.Н. Егоров "Июнь 1941. Разгром Западного фронта" 2008
М. Солонин "На мирно спящих аэродромах...22 июня 1941" Москва
2006