Подвиг
капитана Протасова.
Утром 22го июня лётчик 16 сбап капитан А.С.Протасов
совершил таран. Существует несколько версий о том как это произошло.
Здесь представлена наиболее правдоподобная.
Из личного архива Дмитрия Гаврилина.
Подвиг капитана Протасова.
Командир 127 иап подполковник Гордиенко, возглавивший авиадивизию после
тяжелого ранения во время вражеского налета на Лиду прежнего командира
полковника Ганичева, получил донесение о том, что большая группа
самолетов противника держит путь на Черлену, последний уцелевший от
налетов аэродром дивизии. На перехват командир поднял единственное имевшееся
у него под рукой звено истребителей 122 полка - всё что осталось от
него. Однако это не спасло положение. Решение оказалось запоздалым.
Свыше 50 вражеских самолетов первыми достигли черленского аэродрома.
Летчики не успели даже добежать до своих машин, как на стоянку новеньких
Пе-2 обрушился град бомб. Подняться в воздух удалось лишь звену СБ,
которое возглавил командир эскадрильи капитан Протасов. А дальше произошло
почти невероятное для гитлеровцев. Три СБ, не успев набрать высоту,
встретились с повторно заходившими на цель вражескими самолетами,которые
надеялись безнаказанно довершить разгром аэродрома. Но капитан Протасов
не дал возможности им это сделать. Плотным огнем сразу из двух "ШКАСов"
он срезал фашистский истребитель Ме-109 и, не прекращая огня, веером
на крутом развороте ринулся к "Юнкерсу". Тот едва успел свернуть
в сторону, открыв этим маневром путь советскому летчику к машине ведущего
эскадрилью. Маневрировать в сутолоке десятков машин было некогда. Капитан,
не прекращая огня и не сворачивая в сторону, на полном газу врезался
в брюхо Ю-88. Оба самолета рассыпались на куски. Вместе с Протасовым
погибли штурман старший лейтенант А.Яруллин и стрелок-радист сержант
А.Бессарабов. Неподалеку упали еще две машины:Ю-88 и второй СБ из звена
Протасова, пилотируемый старшим лейтенантом Свинолобовым.Некоторые утверждают,
что Свинолобов тоже таранил фашистский самолет, но полной ясности об
этом нет.
Существует ещё одна версия,
по которой капитан Протасов таранил в лоб самолёт Ме-110. Эта версия
маловероятна.
Следует заметить, что не смотря на то, что Анатолий Тарасов совершил
один из первых таранов в Великой Отечественной войне, он не стал героем
и не получил наград посмертно. О его подвиге даже не писали газеты.
Уже прошло 67 лет, а историческая справедливость по-прежнему не восстановлена.
информацию из личного
архива Д. Гаврилина предоставил Дмитрий Егоров