11
смешанная авиационная дивизия накануне войны
После
раздела с Германией Польши, войска Красной Армии, участвовавшие в агрессии
частично остались на приобретённых территориях. Создавались новые гарнизоны
и военные городки. Но прежде всего по назначению использовались все
польские военные объекты.
Авиация РККА приступила к активному освоению захваченных территорий
в 1940 году. Тогда были выбраны площадки под дополнительные грунтовые
аэродромы в Западной Белоруссии в дополнение к уже существующим аэродромам
польских ВВС. Именно в 1940 году в Щучине Желудке началось обустройство
аэродромов с грунтовой взлётно-посадочной полосой. Грунтовые аэродромы
практически не пригодны для использования во время дождей. В марте 1941
года Центральный Комитет ВКП(б) издал указ о строительстве бетонных
ВПП. Обустройством аэродромов занималось НКВД. Работы велись силами
заключённых, военнопленных и местных колхозников, а также строительными
батальонами РККА. Таким образом в мае 1941 года большинство полков в
Западном Особом военном округе (ЗапОВО) передислоцировались на запасные
аэродромы, т.к.на основных аэродромах производилась реконструкция.
В соответствии с советской военной стратегией государственную границу
на территории БССР прикрывало три сухопутные армии. В состав каждой
армии была придана смешанная авиационная дивизия. Гродненский участок
границы протяжённостью около 150 км согласно плану должна была 3я армия
под командованием генерал-лейтенанта Кузнецова и 11 смешанная авиадивизия
под командованием полковника Ганичева. 11 смешанная авиационая дивизия
имела в своём составе четыре авиаполка - 190 шап, 127 иап, 122 иап и
16 сбап. Однако 190 штурмовой полк существовал только теоретически.
Он был в стадии формирования и предполложительно в мае 1941 убал на
переучивание на самолёты Ил-2. На аэродроме в Щучине возможно оставалась
часть личного состава. Аэродромами постоянной дислокации полков были
Лида (командование дивизии и 122 иап), Скидель (127 иап) и Желудок (16
сбап).
Следует заметить, что полки были укомплектованы опытными лётчиками,
имеющимы опыт боевых действий (война с Финляндией, бои в районе озера
Хасан и Халкин-Гола). Лётчики отлично владели техникой пилотирования
и были готовы к выполнению боевых задач в сложных метеоусловиях. Единственной
проблемой была техника - истребители И-153 и И-16 трудно назвать современной
на 1941 год.
В планах было перевооружение 11 сад на современые самолёты. 16 сбап
уже получил новеёшие бомбардировщики Пе-2, 190 шап переучивался на лучшие
в мире штурмовики Ил-2. 127 иап должен был переучиться на истребители
ЛаГГ-3, а 122 иап предположительно на МиГ-3. На новых самолётах ЛаГГ-3,
МиГ-3, Ил-2 и Пе-2 11 сад представляла бы собой внушительную авиационную
силу и немецкие потери были бы на порядок выше..