Отдельный
истребительный авиационный полк ВВС 40 армии в Афганистане.
Истребители
приступили к боевой работе с момента ввода советских войск в Афганистан.
На 1980 год по количеству в составе 40 армии они уступали только вертолётам.
Судя по всему руководство СССР всерьёз рассматривало возможность открытого
столкновения с "агрессивными" странами блока НАТО и опасалось
атак с воздуха. Первыми истребителями в ДРА были эскадилья 115 гв. иап
на самолётах МиГ-21бис и эскадрилья МиГ-21ПФМ. Нападения ожидали у южных
рубежей Афганистана от 7го флота США, а также со стороны Пакистана.
На юге истребители расположились в Кандагаре на краю Регистанской пустыни,
вторая эскадрилья разместилась в Баграме. Противника в воздухе не было,
поэтому основным занятием истребительной авиации стали наземные удары.
Вскоре прибыла третья эскадрилья истребителей - она разместилась в Шинданде
возле границы с Ираном и прикрывала западную границу Афганистана. МиГ-21бис
брал тонну бомб, но в условиях разрежённого воздуха обычно две 250 бомбы.
Штурмовка цели последовательно поодиночке или парами с пикирования бомбами,
НАРами и пушечным огнём. На открытой местности лётчики отваживались
сходить на минимальные высоты для достижения внезапности. Влючали форсаж
и на сверхзвуке подавляли мятежников ударной волной - вьючные животные
в ужасе разбегались по окрестностям. Истребители участвовали в сопровождении
транспортных колонн. Направляемые в ДРА истребительные полки состояли
из 2 усиленных эскадрилий всего 30-35 самолётов. Со временем ПВО мятежников
усилилось - у опорных пунктов появились 12,7мм пулемёты ДШК китайского
производства и 14,5мм зенитные горные установки ЗГУ с дальностью поражения
2000 м. В конце 1986 у моджахедов появились "Стингеры" на
высоте до 3500 м перестали применять ракетное и пушечное вооружение,
только бомбы с больших высот. пара бомб 250 или 500 с высоты не менее
5000м
12.1979
- 05.1981
|
115
гв. иап
|
Кокайты
(ТуркВО)
|
|
05.1981
- 07.1982
|
27
гв. иап
|
Уч-Арал
(САВО)
|
|
07.1982
- 06.19.83
|
145
иап
|
Ивано-Франковск
|
|
06.1983
- 07.1984
|
927
иап
|
Берёза
|
|
Личный
состав полка менялся посменно каждый год. Изначально полк состоял из
двух эскадрилий - одно дислоцировалась на аэродрме Баграм, вторая на
аэродроме Шинданд, одно звено полка несло дежурство по системе ПВО на
аэродроме Кандагар.
Начиная с 1984 года, когда полк перешёл на самолёты МиГ-23, он сменил
свою организационную структуру и получил третью эскадрилью. Она дислоцировалась
в Кандагаре. Таким образом 1 аэ была в Баграме, 2 аэ была в Шинданде
и 3 аэ была в Кандагаре. В таблице ниже представлены истребительные
полки на Миг-23МЛ/МЛД, чьи эскадрильи несли боевое дежурство в Афганистане,
с местами их постоянной дислокации:
год
|
аэродром
Баграм
|
аэродром
Шинданд
|
аэродром
Кандагар
|
1984
- 06.1985
|
905
иап (аэр. Талды-Курган)
|
905
иап (аэр. Талды-Курган)
|
982
иап (аэр. Вазиани)
|
06.1985
- 06.1986
|
655
иап (аэр. Пярну)
|
655
иап (аэр. Пярну)
|
982
иап (аэр. Вазиани)
|
06.1986
- 05.1987
|
190
иап (аэр. Канатово)
|
190
иап (аэр. Канатово)
|
979
иап (аэр. Щучин)
|
05.1987
- 08.1988
|
168
иап (аэр. Староконстантинов)
|
168
иап (аэр. Староконстантинов)
|
979
иап (аэр. Щучин)
|
08.1988
- 02.1989
|
120
иап (аэр. Домна)
|
120
иап (аэр. Домна)
|
---
|
Увеличенная
боевая нагрузка МиГ-23МЛД помогла освоить новые профессии. Нпример минирование
с воздуха для блокирования путей передвижения душманов. При этом мины
и мелкие осколочные бомбы разбрасывались с высоты до 100 м. МиГ-23МЛД
был оснащён многозамковыми держателями. Это позволяло увеличить полезную
нагрузку до 10 100 кг. МиГ-23 в Афанистане использовали следующие виды
авиабомб - фугасные М-46, М-54, М-62 осколочно-фугасные ОФАБ-250, ОФАБ-270,
по скальным укрытиям и пещерам использовались ФАБ-250ТС и ФАБ-500ТС,
по живой силе противника использовались объёмно-детонирующие бомбы ОДАБ-500П
с жидким взрывчатым веществом.
В августе 1988 эскадрилья 979 иап улетела домой и на аэродроме Кандагар
истребители больше на постоянной основе не базировались. Ближе к выводу
войск из ДРА на аэродроме Шинданд оставили только одно истребительное
звено, все остальные самолёты перебазировались в Баграм.
Литература по теме:
В. Марковский "Жаркое небо Афганистана" Москва 2000
В. Марковский "Истребители МиГ-23 в Афганистане" Москва 2005