Щучин город авиаторов
главная
о Щучине
аэродром
авиация в Щучине
фотогалерея Щучина
контакт
от автора
гарнизоны
катастрофы
фотографии военнослужащих
гостевая книга
ссылки

 

 

 

 

 

 

  Rambler's Top100
 
 
 
 
 

 

война в АфганистанеОтдельный истребительный авиационный полк ВВС 40 армии в Афганистане.

 

Истребители приступили к боевой работе с момента ввода советских войск в Афганистан. На 1980 год по количеству в составе 40 армии они уступали только вертолётам. Судя по всему руководство СССР всерьёз рассматривало возможность открытого столкновения с "агрессивными" странами блока НАТО и опасалось атак с воздуха. Первыми истребителями в ДРА были эскадилья 115 гв. иап на самолётах МиГ-21бис и эскадрилья МиГ-21ПФМ. Нападения ожидали у южных рубежей Афганистана от 7го флота США, а также со стороны Пакистана. На юге истребители расположились в Кандагаре на краю Регистанской пустыни, вторая эскадрилья разместилась в Баграме. Противника в воздухе не было, поэтому основным занятием истребительной авиации стали наземные удары. Вскоре прибыла третья эскадрилья истребителей - она разместилась в Шинданде возле границы с Ираном и прикрывала западную границу Афганистана. МиГ-21бис брал тонну бомб, но в условиях разрежённого воздуха обычно две 250 бомбы. Штурмовка цели последовательно поодиночке или парами с пикирования бомбами, НАРами и пушечным огнём. На открытой местности лётчики отваживались сходить на минимальные высоты для достижения внезапности. Влючали форсаж и на сверхзвуке подавляли мятежников ударной волной - вьючные животные в ужасе разбегались по окрестностям. Истребители участвовали в сопровождении транспортных колонн. Направляемые в ДРА истребительные полки состояли из 2 усиленных эскадрилий всего 30-35 самолётов. Со временем ПВО мятежников усилилось - у опорных пунктов появились 12,7мм пулемёты ДШК китайского производства и 14,5мм зенитные горные установки ЗГУ с дальностью поражения 2000 м. В конце 1986 у моджахедов появились "Стингеры" на высоте до 3500 м перестали применять ракетное и пушечное вооружение, только бомбы с больших высот. пара бомб 250 или 500 с высоты не менее 5000м

12.1979 - 05.1981
115 гв. иап
Кокайты (ТуркВО)
05.1981 - 07.1982
27 гв. иап
Уч-Арал (САВО)
07.1982 - 06.19.83
145 иап
Ивано-Франковск
06.1983 - 07.1984
927 иап
Берёза

Личный состав полка менялся посменно каждый год. Изначально полк состоял из двух эскадрилий - одно дислоцировалась на аэродрме Баграм, вторая на аэродроме Шинданд, одно звено полка несло дежурство по системе ПВО на аэродроме Кандагар.
Начиная с 1984 года, когда полк перешёл на самолёты МиГ-23, он сменил свою организационную структуру и получил третью эскадрилью. Она дислоцировалась в Кандагаре. Таким образом 1 аэ была в Баграме, 2 аэ была в Шинданде и 3 аэ была в Кандагаре. В таблице ниже представлены истребительные полки на Миг-23МЛ/МЛД, чьи эскадрильи несли боевое дежурство в Афганистане, с местами их постоянной дислокации:

год
аэродром Баграм
аэродром Шинданд
аэродром Кандагар
1984 - 06.1985
905 иап (аэр. Талды-Курган)
905 иап (аэр. Талды-Курган)
982 иап (аэр. Вазиани)
06.1985 - 06.1986
655 иап (аэр. Пярну)
655 иап (аэр. Пярну)
982 иап (аэр. Вазиани)
06.1986 - 05.1987
190 иап (аэр. Канатово)
190 иап (аэр. Канатово)
979 иап (аэр. Щучин)
05.1987 - 08.1988
168 иап (аэр. Староконстантинов)
168 иап (аэр. Староконстантинов)
979 иап (аэр. Щучин)
08.1988 - 02.1989
120 иап (аэр. Домна)
120 иап (аэр. Домна)
---

Увеличенная боевая нагрузка МиГ-23МЛД помогла освоить новые профессии. Нпример минирование с воздуха для блокирования путей передвижения душманов. При этом мины и мелкие осколочные бомбы разбрасывались с высоты до 100 м. МиГ-23МЛД был оснащён многозамковыми держателями. Это позволяло увеличить полезную нагрузку до 10 100 кг. МиГ-23 в Афанистане использовали следующие виды авиабомб - фугасные М-46, М-54, М-62 осколочно-фугасные ОФАБ-250, ОФАБ-270, по скальным укрытиям и пещерам использовались ФАБ-250ТС и ФАБ-500ТС, по живой силе противника использовались объёмно-детонирующие бомбы ОДАБ-500П с жидким взрывчатым веществом.
В августе 1988 эскадрилья 979 иап улетела домой и на аэродроме Кандагар истребители больше на постоянной основе не базировались. Ближе к выводу войск из ДРА на аэродроме Шинданд оставили только одно истребительное звено, все остальные самолёты перебазировались в Баграм.






Литература по теме:
В. Марковский "Жаркое небо Афганистана" Москва 2000
В. Марковский "Истребители МиГ-23 в Афганистане" Москва 2005

 

 
Все права защищены. Copyright ©Щучин - город авиаторов

 


Хостинг от uCoz