1я
смена 979го истребительного полка в Афганистане.
Приказ
командующего 26 воздушной армии о подготовке истребительной эскадрильи
для боевых действий в Афганистане пришёл в Щучин в декабре 1985 года.
Командир 979го полка полковник Танкушин видимо надеялся, что участие
979 иап в войне в ДРА ограничится одной сменой, поэтому 1я смена была
сборной, в неё вошли лучшие из лучших всех трёх эскадрилий. Личный состав
этой смены - весь цвет Щучинского полка. В Афганистан большинство летело
на ступень ниже занимаемой должности. К вылету на войну готовилось 20
лётчиков, с первой сменой улетело 18 - усиленная эскадрилья. Все улетевшие
лётчики имели первый класс. 1я смена 979 иап воевала в Афганистане на
самолётах МиГ-23МЛ первой эскадрильи полка.
19 мая 1986 года улетели на своих самолётах МиГ-23МЛ на аэродром Мары.
В течении одного дня они долетели туда с двумя промежуточными посадками
в Котельниково и Ситал-Чае. 31 мая 1986 года эскадрилья в составе 16
МиГ-23МЛ и 2 МиГ-23УБ из Маров перелетела в Афганистан на аэродром Кандагар
и приступила к боевой работе.
По прибытию в Афганистан старшим группы-заместителем командира полка
стал подполковник Фёдоров Николай Иванович. Он уже полгода находился
в Афганистане и для преемственности остался с первой сменой 979 иап
и обеспечил становление эскадрильи в Афганистане. 979 иап сменил в Кандагаре
982 иап из Вазиани. В начале боевой смены у 982го полка было много проблем
по безопасности полётов, были даже потери среди лётчиков. Для усиления
эскадрильи и прислали опытного Н.И. Фёдорова из истребительного полка
из Шауляя. Фёдоров прослужил старшим группы около полугода и по истечению
года службы в ДРА убыл в СССР. Старшим группы стал подполковник Маливанов
Анатолий Сергеевич.
Боевые вылеты обычно совершали звеньями, реже парами. Лётчики смены
наносили бомбово-штурмовые удары по целям на земле, летали на воздушную
разведку, а также прикрывали границу с Пакистаном с воздуха. Топливо
в Кандагар завозилось наливниками-бензовозами, которые приходили вместе
с колоннами. Проблем с топливом не было, доставлялось оно регулярно,
поэтому лётчики первой смены обычно совершали 2-3 боевых вылета в день,
иногда больше. В среднем все лётчики первой смены 979 иап в ДРА совершили
по 200 боевых вылетов (это очень много учитывая, что в мирное время
за год лётчики совершали около 100 вылётов).
Полёты на бомбово-штурмовые удары обычно совершались в слётанных парах.
Уровень подготовки лётного состава был исключительно высок, поэтому
иногда летали в смешанных парах (вылеты на воздушную разведку и вылеты
из дежурного звена).
При совершении вылетов на бомбово-штурмовые удары координаты целей приходили
от командования в Кабуле заранее. Бомбовые удары наносились из пикирования.
Обычно звено МиГ-23МЛ на большой высоте подходили в район цели, по команде
командира звена начинали за командиром пикирование и прицеливанее. Далее
по команде "Сброс" самолёты сбрасывали бомбы и выходя из пикирования
на большой скорости набирали высоту и уходили. Во время боевого захода
автоматически отстреливались тепловые ловушки. Очень редко по самолётам
МиГ-23МЛ стреляли ракетами типа "Стингер". Но ни одна из ракет
не достигла цели. Причин этого было несколько. Во-первых самолёты МиГ-23МЛ
первой смены редко снижались ниже 3 км над целью (т.е. если цель была
на высоте 2300 м над уровнем моря, то самолёты не сходили ниже 5300
м) - это был предел стрельбы ПЗРК "Стингер". Во-вторых самолёты
уходили на большой скорости и ракеты просто не были в состоянии их догнать.
И в-третьих бомбовые удары наносились практически молниеносно и моджахеды
просто не успевали среагировать - самолёты внезапно появлялись из ниоткуда,
сбрасывали бомбы и моментально уходили.
Совершались вылеты на разведку. В этом случае самолёт с уже подвешенными
бомбами летал в заданном квадрате высматривая с воздуха какое-нибудь
движение на земле. Через пустыню Регистан шли все основные караванные
пути доставки моджахедам оружия и боеприпасов. Если лётчик обнаруживал
каких-то людей или машины, то по радио сообщал об этом своему командованию.
Самолёт продолжал барражировать в месте обнаружения потенциальной цели,
а в это время командование запрашивало Кабул, который располагал информацией
о всех передвижениях советских войск, включая малые группы. Если подтверждалось,
что обнаружен противник, лётчик атаковал эту наземную цель. Если оказывалось,
что обнаружены свои, самолёт продолжал поиск колонн моджахедов, возвращался
в Кандагар и приземлялся с бомбами.
Были вылеты и на перехват воздушных целей. В этом случае самолёты на
цель наводили с командного пункта. Столкновений с пакистанскими самолётами
не было, хотя лётчики МиГ-23МЛ видели Ф-16 на экранах своих радаров.
Но радары, да и ракеты на МиГах были помощнее, поэтому лётчики Ф-16
обнаружив облучение радаром МиГ-23МЛ сразу меняли курс и выходили из
зоны поражения. Были боевые вылеты на перехват вертолётов.
В 1987 году эскадрилья прикрывала с воздуха вывод советских войск из
ДРА через перевал Саланг, в то время вывод войск ещё не был объявлен
официально.
Обычно во время боевых вылетов в воздухе дежурила пара поисково-спасательных
вертолётов Ми-8, которые должны были найти и подобрать лётчиков в случае
катапультирования. Каждый лётчик брал с собой в кабину автомат АКС-74у
и пистолет Макарова. Предполагалось, что боеприпасов должно было хватить
минут на 20 боя, потом должны были прибыть вертолёты.
Обычно постоянно на боевые задания летало 8 самолётов МиГ-23МЛ, 4 самолёта
несли дежурство по системе ПВО в дежурном звене, ещё 4 находилось в
ТЭЧ. После трёх месяцев боевой работы лётчикам полагался двухнедельный
отпуск в СССР. Таким образом до 4 лётчиков одновременно могло находиться
в отпуске.
Боевые вылеты в основном осуществлялись следующим образом:
1е звено А.С. Маливанов - С. Бутеску - С. Остапенко - В. Сердюк
2е звено Н.М. Кузяк - М. Ратс - В. Роднищев - С. Шульга
3е звено В Соколов - А. Журбин - А. Новиков - Е. Ионкин
4е звено И. Погудин - В. Мартынчук - А. Пигалицын - В. Душейко
пара А. Спиридонов - И. Савельев
Какое-то время одно звено (Н.М. Кузяк - М. Ратс - В. Роднищев - С. Шульга)
979 иап базировалось на аэродроме Баграм. Лётчики прилетели туда на
своих самолётах МиГ-23МЛ, но т.к. там нехватало своих лётчиков, лётчики
первой смены совершило по несколько боевых вылетов на самолётах МиГ-23МЛА
"местного" 190 иап.
Однажды при взлёте звена на бомбардировку у одного из самолётов заклинило
переднее колесо в крайнем правом положении. Этот самолёт столкнулся
с другим на взлётной полосе. Оба самолёта получили тяжёлые повреждения,
но были восстановлены, но для боевых вылетов их уже не использовали.
Лётчики Н.М. Кузяк и М. Ратс перегнали эти самолёты на аэродром Мары
в СССР, где в это время проходила подготовку к боевым действиям в ДРА
вторая смена 979 иап. Лётчики взяли у второй смены два исправных самолёта,
оставив им свои.
Капитан А. Новиков по навердению с КП ночью сбил над пустыней Регистан
вертолёт (предположительно транспортный вертолёт "Чинук" американского
производства).
Во время одного из боевых вылетов при пикировании самолёт лётчика Е.
Ионкина оказался на 1000 м ниже заданной высоты, соответственно на дистанции
поражения ДШК. Моджахеды открыли прицельный огонь. По счастливой случайности
(пуля пробила заголовник) лётчик не пострадал и благополучно вернулся
на аэродром.
В конце мая 1987 года пришла вторая смена. Некоторое время в Кандагаре
проживали две смены 979го иап - приходилось размещаться в очень стеснённых
условиях. Первая смена передавала приобретённого за год опыт боевой
работы. В спарках лётчики второй смены знакомились с районом боевых
действий. Пробыв вместе около месяца и передав свой опыт, первая смена
979 иап вернулась в Советский Союз на двух самолётах Ил-76, оставив
свои самолёты второй смене.
Лётчики первой смены подтвердили своё высокое лётное мастерство и не
имели потерь в людях и технике. Кроме того в эскадрилье была очень строгая
дисциплина - за малейшее нарушение правил безопасности лётчиков отстраняли
от полётов. Это и помогло всем лётчикам вернуться домой.