Щучин город авиаторов
главная
о Щучине
аэродром
авиация в Щучине
фотогалерея Щучина
контакт
от автора
гарнизоны
катастрофы
фотографии военнослужащих
гостевая книга
ссылки

 

 

  Rambler's Top100
 
 
 
 
 

 

263 ораэ в/ч 92199263я отдельная разведывательная эскадрилья.

 

войсковая часть: в/ч 92199

дислокация:
аэродром Баграм (02.01 1980 - 25.04.1980)
аэродром Кандагар 02.1980 - 04.1980)
аэродром Кабул (25.04.1980 - 1984)
аэродром Баграм (1984 - 1989)


Разведывательная авиация появилась над Афганистаном с первых дней оказания интернациональной помощи ДРА Советским Союзом. Первыми разведывательными самолётами над ДРА были Як-28Р. Это были эскадрильи 39 орап и 87 орап, действующие с территории СССР с аэродромов Мары и Карши соответственно.
11 декабря 1979 года 87 орап (аэродром Карши) был поднят по тревоге. Перелёт на территорию Афганистана несколько раз откладывался, хотя военослужащие 4 или 5 раз по ночам уже грузились по ночам в самолёты. 2 января 1980 года 2я эскадрилья 87го отдельного разведывательного полка на самолётах МиГ-21Р под командованием подполковника Ачакова (зам. командира 87 орап) перелетела на аэродром Баграм. Передислокация эскадрильи не была продумана командованием - большинство военнослужащих прибыло в Афганистан вооружёнными только пистолетами с двумя обоймами без патронов. Первые 2 дня полёты проводились без вооружения, потом началась реальная боевая работа. Из советских ВВС в то время в Баграме находились ещё лётчики из Чирчика, но они числились военными советниками и в полётах не участвовали. Охрана аэродрома велась исключительно силами эскадрильи. Скорее всего предполагалось, что эскадрилья долго не продержиться и будет уничтожена мятежниками. Чтобы выжить военнослужащие 2 аэ 87 орап отдолжили автоматы у соседей-десантников. Таким было начало 263й разведывательной эскадрильи в Афганистане.
Что интересно, военнослужащим этой первой разведывательной эскадрильи в ДРА позже отказали в праве считаться воинами-интернационалистами, т.к. "не было списка личного состава", т.е. эскадрилья выполняла интернациональный долг, но кто конкретно как бы неизвестно. Поэтому никого не наградили и никому срок службы в ДРА как участие в боевых действиях не засчитали. С февраля 1980 года звено Як-28Р 87 орап передислоцировалась на афганский аэродром Кандагар. 24-25 апреля 1980 года эскадрилья вернулась в Карши.
Вторая смена разведчиков прилетела уже на аэродром Кабул, только отдел обработки информации (ООИ) прибыл в Баграм, но потом передислоцировался в Кабул. Эскадрилья получила официальное наименование 263 отдельной авиационной эскадрильей тактической разведки ВВС 40 армии и номер в/ч 92199. Далее личный состав приходил сменами из разведывательных полков советских ВВС и менялся каждый год. В большинстве случаев состав смены был смешанным - эскадрильи от конкретных полков доукомплектовывались лётчиками иных полков. В данной таблице указан номер полка, от которого была эскадрилья и соответственно большинство личного состава.

дата
номер полка
тип самолётов
место постоянной дислокации
01.1980 - 04.1980
87 орап
Як-28Р, МиГ-21Р
Карши (ТуркВО)
04.1980 - 06.1981
229 оаэтр
МиГ-21Р
Чортков (ПрикВО)
06.1981 - 05.1982
313 орап
МиГ-21Р
Вазиани (ЗакВО)
05.1982 - 07.1983
293 орап
МиГ-21Р
Возжаевка (ДВО)
07.1983 - 03.1984
10 орап
МиГ-21Р
Щучин (БВО)
03.1984 - 05.1985
87 орап
Су-17М3Р
Карши (ТуркВО)
05.1985 - 04.1986
871 орап
Су-17М3Р
Чикмент (САВО)
04.1986 - 05.1987
101 орап
Су-17М3Р
Борзя (ЗабВО)
05.1987 - 09.1988
313 орап
Су-17М3Р
Вазиани (ЗакВО)
09.1988 - 01.1989
886 орап
Су-17М4Р
Екабпилс (ПрибВО)

229 отдельная авиационная эскадрилья тактической разведки из украинского Чорткова перелетела в 1980 году в Афганистан полным составом, но знамя части осталось в Чорткове. Пробыв год в ДРА личный состав эскадрильи вернулся на Украину, но все самолёты эскадрильи остались в Афганистане. Трудно сейчас сказать почему - возможно потому, что после Афганистана 229 оаэтр переучивалась на другой тип самолёта. Последующие смены разведчиков до 10 орап включительно летали на самолётах из Чорткова.
С марта 1984 года решением командования был сменён тип разведывательного самолёта, используемого в ДРА. Это решение скорее всего было связано с подготовкой в 1984 году крупной 4й Паджерской операции с целью наведения порядка в центральных провинциях. Новым самолётом стал Су-17Р, который использовался вплоть до вывода советских войск из Афганистана. На эти самолёты не прилетели в Кабул. В это же время (март 1984) эскадрилья сменила место дислокации - теперь она базировалась на аэродроме Баграм, с которого и начиналась афганская эпопея разведывательной авиации.



МиГ-21Р 263 ораэ
МиГ-21Р 263 ораэ
МиГ-21Р 263 ораэ
МиГ-21Р 263 ораэ
пара Су-17М4Р на аэродроме Баграм
пара Су-17М4Р на аэродроме Баграм
Су-17М4Р с "индейцем"
Су-17М4Р с "индейцем"

 

 

Все права защищены. Copyright ©Щучин - город авиаторов

 


Хостинг от uCoz