263я
отдельная разведывательная эскадрилья.
войсковая
часть: в/ч 92199
дислокация:
аэродром Баграм (02.01 1980 - 25.04.1980)
аэродром Кандагар 02.1980 - 04.1980)
аэродром Кабул (25.04.1980 - 1984)
аэродром Баграм (1984 - 1989)
Разведывательная авиация появилась над Афганистаном с первых дней оказания
интернациональной помощи ДРА Советским Союзом. Первыми разведывательными
самолётами над ДРА были Як-28Р. Это были эскадрильи 39 орап и 87 орап,
действующие с территории СССР с аэродромов Мары и Карши соответственно.
11 декабря 1979 года 87 орап (аэродром Карши) был поднят по тревоге.
Перелёт на территорию Афганистана несколько раз откладывался, хотя военослужащие
4 или 5 раз по ночам уже грузились по ночам в самолёты. 2 января 1980
года 2я эскадрилья 87го отдельного разведывательного полка на самолётах
МиГ-21Р под командованием подполковника Ачакова (зам. командира 87 орап)
перелетела на аэродром Баграм. Передислокация эскадрильи не была продумана
командованием - большинство военнослужащих прибыло в Афганистан вооружёнными
только пистолетами с двумя обоймами без патронов. Первые 2 дня полёты
проводились без вооружения, потом началась реальная боевая работа. Из
советских ВВС в то время в Баграме находились ещё лётчики из Чирчика,
но они числились военными советниками и в полётах не участвовали. Охрана
аэродрома велась исключительно силами эскадрильи. Скорее всего предполагалось,
что эскадрилья долго не продержиться и будет уничтожена мятежниками.
Чтобы выжить военнослужащие 2 аэ 87 орап отдолжили автоматы у соседей-десантников.
Таким было начало 263й разведывательной эскадрильи в Афганистане.
Что интересно, военнослужащим этой первой разведывательной эскадрильи
в ДРА позже отказали в праве считаться воинами-интернационалистами,
т.к. "не было списка личного состава", т.е. эскадрилья выполняла
интернациональный долг, но кто конкретно как бы неизвестно. Поэтому
никого не наградили и никому срок службы в ДРА как участие в боевых
действиях не засчитали. С февраля 1980 года звено Як-28Р 87 орап передислоцировалась
на афганский аэродром Кандагар. 24-25 апреля 1980 года эскадрилья вернулась
в Карши.
Вторая смена разведчиков прилетела уже на аэродром Кабул, только отдел
обработки информации (ООИ) прибыл в Баграм, но потом передислоцировался
в Кабул. Эскадрилья получила официальное наименование 263 отдельной
авиационной эскадрильей тактической разведки ВВС 40 армии и номер в/ч
92199. Далее личный состав приходил сменами из разведывательных полков
советских ВВС и менялся каждый год. В большинстве случаев состав смены
был смешанным - эскадрильи от конкретных полков доукомплектовывались
лётчиками иных полков. В данной таблице указан номер полка, от которого
была эскадрилья и соответственно большинство личного состава.
дата
|
номер
полка
|
тип
самолётов
|
место
постоянной дислокации
|
01.1980
- 04.1980
|
87
орап
|
Як-28Р,
МиГ-21Р
|
Карши
(ТуркВО)
|
04.1980
- 06.1981
|
229
оаэтр
|
МиГ-21Р
|
Чортков
(ПрикВО)
|
06.1981
- 05.1982
|
313
орап
|
МиГ-21Р
|
Вазиани
(ЗакВО)
|
05.1982
- 07.1983
|
293
орап
|
МиГ-21Р
|
Возжаевка
(ДВО)
|
07.1983
- 03.1984
|
10
орап
|
МиГ-21Р
|
Щучин
(БВО)
|
03.1984
- 05.1985
|
87
орап
|
Су-17М3Р
|
Карши
(ТуркВО)
|
05.1985
- 04.1986
|
871
орап
|
Су-17М3Р
|
Чикмент
(САВО)
|
04.1986
- 05.1987
|
101
орап
|
Су-17М3Р
|
Борзя
(ЗабВО)
|
05.1987
- 09.1988
|
313
орап
|
Су-17М3Р
|
Вазиани
(ЗакВО)
|
09.1988
- 01.1989
|
886
орап
|
Су-17М4Р
|
Екабпилс
(ПрибВО)
|
229
отдельная авиационная эскадрилья тактической разведки из украинского
Чорткова перелетела в 1980 году в Афганистан полным составом, но знамя
части осталось в Чорткове. Пробыв год в ДРА личный состав эскадрильи
вернулся на Украину, но все самолёты эскадрильи остались в Афганистане.
Трудно сейчас сказать почему - возможно потому, что после Афганистана
229 оаэтр переучивалась на другой тип самолёта. Последующие смены разведчиков
до 10 орап включительно летали на самолётах из Чорткова.
С марта 1984 года решением командования был сменён тип разведывательного
самолёта, используемого в ДРА. Это решение скорее всего было связано
с подготовкой в 1984 году крупной 4й Паджерской операции с целью наведения
порядка в центральных провинциях. Новым самолётом стал Су-17Р, который
использовался вплоть до вывода советских войск из Афганистана. На эти
самолёты не прилетели в Кабул. В это же время (март 1984) эскадрилья
сменила место дислокации - теперь она базировалась на аэродроме Баграм,
с которого и начиналась афганская эпопея разведывательной авиации.