Пребывание
смены 10го орап в Афганистане.
Всё
началось весной 1983 года, когда в Щучин прилетел командир ВВС БВО генерал-лейтенант
В. Буланкин. По его приказу личный состав 10 орап был собран в гарнизонном
доме офицеров(ГДО). Там генерал объявил, что следующая смена 263 оаэтр
в Кабуле будет "щучинской", из 10 разведполка. Он предупредил
о том, что в Афганистане идёт настоящая война и советские ВВС несут
потери и спросил кто не хочет отправляться воевать. Вопрос был риторическим
- отказ означал бы конец карьеры кадрового военного. Поэтому все согласилсь
отправиться добровольцами оказывать интернациональную помощь дружественному
афганскому народу. Лётчики приступили к интенсивным тренировкам и полётам
для подготовки к участию в боевых действиях.
15 июля 1983 года личный состав 2 эскадрильи 10 орап вылетел самолётом
Ил-76МД на аэродром Кокайты в Узбекской ССР. Здесь военнослужащие провели
несколько дней - им делали прививки от болезней жаркого климата и т.д.
Из Кабула за военнослужащими прилетел самолёт Ан-12, который доставил
их в Демократическую Республику Афганистан на аэродром в Кабуле. Предшественники
10 орап, лётчики 293 орап и 799 орап, во время своей смены потеряли
4 лётчика и 4 самолёта. Это конечно, не вызывало оптимизма у только
прибывших лётчиков. В начале некоторое время щучинцы проживали вместе
с предыдущей сменой разведчиков - они передавали свои дела и технику,
что создавало определённые неудобства - жилые модули не были рассчитаны
на такое количество людей. Но очень скоро военные из Возжаевки улетели
к месту постоянной дислокации. В Кабуле остались два лётчика. Они остались
чтобы ознакомить лётчиков 10 орап с районом боевых действий. Каждый
из лётчиков щучинской смены совершил несколько полётов на спарке МиГ-21УС
под чутким руководством опытных лётчиков предыдущей смены. После ознакомительных
полётов лётчики 2 аэ 10 орап приступили к боевой работе. Сначала бомбовые
удары совершали только опытные лётчики, а менее опытные летали на разведку.
Но опыт пришёл довольно быстро т. к. летали очень много, обычно по три
лётные смены в день, а иногда даже больше. 17 ноября 1983 года 2 аэ
10 орап сбросила свою 2000ю бомбу. 5 января 1984 капитан В. Михно сбросил
3000ю бомбу.
Для дневной и ночной фотосъёмки использовались МиГ-21Р с фотоаппаратами
АФА--39 и АШФА. Разведчики использовались при ночных ударах - они освещали
район штурмовки осветительными бомбами САБ-100 и САБ-250. Они участвовали
в поиске и уничтожении караванов с оружием, также по ночам. Иногда разведчики
вели "свободную охоту" - самостоятельный поиск и уничтожение
противника. Несли два подвесных бака и две РБК-250-275 или 2-4 НАР С-24.
Лётчики эскадрильи также проводии радиотехническую разведку. Самолёт
с контейнером "Р" летел вдоль границы с Пакистаном, а аппаратура
"засекала" и записывала все радиосигналы с сопредельной стороны.
Собранная таким способом информация не обрабатывалась специалистами
263 ораэ - контейнеры отсылалсиь в Москву.
В ноябре 1983 года заместитель командира эскадрильи Владимир Киселёв
на самолёте МиГ-21Р (бортовой номер 22) проводил фотоконтроль результатов
бомбового удара звена. Он летел замыкающим. Моджахеды уже успели прийти
в себя и открыли прицельный огонь из ДШК. Пули пробили форсажную камеру
и трубы - тяга двигателя упала, но лётчик смог долететь до аэродрома
и безаварийно посадить самолёт. После этого после обсуждения с лётчиками
командование эскадрильи приняло решение изменить тактику применения
самолётов. Фотоконтроль стали проводить одновременно с нанесением бомбовых
ударов.
В ноябре 1984 года во время полёта по маршруту Кабул - Газни из ДШК
была обстреляна пара самолётов лётчиков Шевченко и Ковтонюка. Пули попали
в самолёт Юрия Ковтонюка и пробили гидросистему. Из-за этого полностью
раскрылась форсажная камера и соответственно упала скорость самолёта.
Но всё окончилось удачно - на небольшой скорости в сопровождении ведущего
лётчик благополучно "дотянул" до Кабула и посадил самолёт.
Смена 10 орап не пробыла в Афганистане запланированного срока - было
принято решение о смене типа разведывательного самолёта на Су-17Р -
и лётчики 10 орап покинули Афганистан на три месяца раньше - смена длилась
8 месяцев и 12 дней, в то время как обычно смены в ДРА длились целый
год. Самолёты Су-17М3Р несли большую полезную нагрузку и были вооружены
пушками - видимо это стало основной причиной смена типа разведывательного
самолёта. 29 марта 1984 года лётчики 2аэ 10 орап вывели самолёты МиГ-21Р
и МиГ-21УС из Кабула на аэродром Карши в ТуркВО, где самолёты были оставлены.
С этого аэродрома, Карши возле посёлка Ханабад, в Туркестанском военном
округе на войну отправилась очередная смена разведывательной авиации
на самолётах Су-17М3Р, но 263 ораэ сменила место дислокации и с тех
пор базировалась на аэродроме Баграм.
Командир эскадрильи В.Л. Рябов и штурман эскадрильи В.М. Коваль вместе
с генерал-майором Васильевым вертолётом прилетели в Баграм, чтобы поделиться
с новоприбывшей сменой 263 ораэ опытом применения разведывательной авиации
и рассказать о особенностях полётов в Афганистане. Военнослужащие щучинской
смены в ДРА вылетели в Белоруссию самолётом Ту-154 из аэродрома Карши,
но приземлиться в Щучине самолёт не смог по техническим причинам, поэтому
произвёл посадку на аэродроме в Барановичах, а оттуда на родной аэродром
военных доставил 30 марта самолёт Ан-12. И главное - потерь у лётчиков
щучинской смены разведчиков в Афганистане не было!