главная
о Щучине
аэродром
авиация в Щучине
фотогалерея Щучина
контакт
от автора
гарнизоны
катастрофы
фотографии военнослужащих
гостевая книга
ссылки

 

 

 

 

 

 

  Rambler's Top100
 
 
 
 
 

 

968й истребительный авиационный полк.
послевоенный период


После Великой Отечественной войны 402 иап базировался на аэродромах Дальгов, Бранденбург, Стендаль, Ораниенбург, Ной-Руппин. В январе 1949 года 402 иап был переименован в 968 истребительный авиационный полк. Летом 1949 года полк получил свои первые реактивные самолёты - истребители МиГ-15.
В 1952 году 968 иап передислоцировался на аэродром Россь в Гродненской области, БВО и вошёл в состав 175й истребительной дивизии 58го истребительного корпуса 26й воздушной армии. В конце 1952 полк вошёл в состав 229й истребительной дивизии.Во второй половине 1953 года полк переучился на самолёты МиГ-17, а в 199 году полк приступил к освоению самолёта МиГ-19ПМ. С апреля 1965 года 968 иап приступил к освоению самолётов МиГ-21ПФ. Пкрвая и вторая эскадрильи были полностью перевооружены на самолёты МиГ-21ПФМ, а третья продолжала летать на самолётах МиГ-17П.

968 иап одним из первых в ВВС приступил к освоению самолёта нового поколения - МиГ-23. Капризный и недоработанный самолёт был очень сложен в управлении. В 1970 году этими самолётами была вооружена первая эскадрилья. Позже на МиГ-23 переучились 2аэ и 3 аэ.После МиГ-23С 968 иап приступил к освоению очередного самолёта - МиГ-23, образца 1971 года .

В 1970 году 968 иап был награждён Ленинской юбилейной грамотой за успехи в боевой и политической подготовке. В 1972 году полк получил очередную награду - вымпел Министра обороны СССР "За мужество и воинскою доблесть".

968й иап одним из первых приступил к освоению самолёта МиГ-29 в начале 1980х. В сентябре 1983 года 18 лучших лётчиков 968 иап во главе с командиром полка подполковником П. Чернышом. прибыли в Липецкий авиацентр на переучивание на новую технику - самолёты МиГ-29 ранних серий "изделие 9-12". Первые самолёты четвёртого поколения МиГ-29 прибыли на аэродром в Россь 24 ноября 1983 года. Перегонку самолётов совершили лётчики-испытатели Луховичкого авиазавода с промежуточной посадкой на аэродроме Мачулищи. В 1983 году в полку было 12 самолётов МиГ-29. Первый самостоятельный вылет на МиГ-29 лётчики 968 иап совершили 12 декабря 1984 года. К концу 1984 в составе полка было уже 46 самолётов МиГ-29, но не было спарок МиГ-29УБ, только МиГ-23УБ. В 1985 году за освоение новой авиационной техники и за высокие результаты в боевой и политической подготовке командир полка П.О. Черных и командир эскадрильи В.П. Плешивцев были награждены орденами Красной Звезды, часть лётчиков была награждена медалями "За Боевые Заслуги". В июне 1986 года выполнял практические стрельбы пом мишеням ЛА-17М на авиабазе Мары. В конце этого года 968й полк был награждён переходящим Красным Знаменем Военного Совета ВВС БВО за успехи в боевой и политической подготовке. В 1988 году в полк прибыли две спарки МиГ-29УБ.

В июле 1988 года после расформирования 95й истребительной дивизии, 968 иап вошёл в состав 1й гвардейской дивизии истребителей-бомбардировщиков (позже 1й гвардейской бомбардировочной дивизии). Главной задачей 968 полка стало сопровождение ударных самолётов двух других полков дивизии (911 апиб и 940 апиб).

Летом 1989 года 968й истребительный полк опять вернулся в Германию. Полк перебазировался на в город Альтенбург на аэродром Ноблиц в состав 16 воздушной армии ГСВГ. Перед выводом 968й иап передвл часть своих самолётов (в основном первой серии, 9-12) в Барановичи в состав 61 иап ПВО. Но заграницей полк не задержался - Советским Союзом было подписано соглашение о выводе войск из Восточной Европы. Объём лётчной работы значительно уменьшился, после объединения Германий немецкой стороной было введено много различных ограничений на полёты самолётов в немецком небе.

Изначально при выводе из Германии полку местом дислокации определили Запорожье. Развала СССР внёс свои коррективы. В 1992 году полк решено было выводить на аэродром Сеща в Брянской области. Все предыдущие части, выводимые туда из групп войск за рубежом были расформированы. Казалось всё уже предрешено и дни полка сочтены. Но общими усилиями полк удалось сохранить. В этом немалая заслуга ветеранов полка и 3го истребительного авиационного корпуса.

19 февраля 968 иап прибыл в Липецк в составе 46 самолётов МиГ-29, 4 самолёта МиГ-29УБ и 2 самолёта МиГ-23УБ, а также 54 человека личного состава (из них 24 лётчика). Большая часть личного состава вместе с семьями отправилась в Беларусь, т.к. ещё перед выводам офицерам и прапорщикам предложили самим выбирать место дальнейшей службы исходя из наличия жилья.
В Липецке в 1992 году скорее всего 968 иап был расформирован. Часть техники была передана другим полкам фронтовой авиации. Так первой аэ 19 иап (бывший 19 апиб)на аэродроме Миллерово (Ростовская обл.) были переданы самолёты МиГ-29 "9-13" из состава 968го иап. После этого 968 иап был вновь сформирован в составе 4го Центра боевого применения и переучивания личного состава ВВС им. Чкалова. Для сохранения 968 иап был расформирован дислоцировавшийся в Липецке 91й исследовательско-инструкторский истребительный авиационный полк (91й иииап). Часть личного состава и техники вошли в состав нового 968го полка. После сокращений и оргштатных мероприятий конца 1990х 968 иап - это единственный полк в составе учебного центра.
Полк сменил наименование в 1994 году. Теперь это 968 инструкторско-исследовательский смешанный авиационный полк. С 1994 года он состоит из четырёх авиационных эскадрилий - одна на истребителях Су-27 и Су-30, вторая на истребителях МиГ-29, третья - бомбардировщики Су-24М и четвёртая - штурмовики Су-25 и Су-25Т.
Часть личного состава 968 иисап принимала участие в войне в Чечне.
В марте 1997 года четыре Су-27 полка принимали участие в ходе учения сопровождали два самолёта Ту-22М3 над Чёрным морем. В 2000 году два самолёта Су-27УБ сопровождали самолёт и.о. президента РФ В.В. Путина из Краснодара в Грозный и обратно.
В 2002 году 968 иисап приступил к освоению самолёта Су-30, в 2007 самолёта Су-34.

 

МиГ-29 968го иап на аэродроме Щучин
МиГ-29 968го иап на аэродроме Щучин
МиГ-29 968го иап на аэродроме Щучин
МиГ-29 968го иап на аэродроме Щучин
МиГ-29 968го иап на аэродроме Ноблиц
МиГ-29 968го иап на аэродроме Ноблиц
при перепечатке ссылка на сайт обязательна © Щучин - город авиаторов

 


Хостинг от uCoz