главная
аэродром
авиация в Щучине
военнослужащие гарнизона
о Щучине
награды сайта
контакт
от автора
катастрофы
гарнизоны
общее о ВВС и ВС
фотогалерея Щучина
гостевая книга
ссылки

 

 

  Rambler's Top100
 
 
 
 
 

 

1942

В январе 1942 года из-за больших потерь 38 ораэ стала практически небоеспособна. Эскадрилья была выведена в тыл и 13 января переформирована в 3й отдельный разведывательный авиаполк (орап).

На 22 февраля 1942 года в 3 орап имел на вооружении самолёты Пе-2 и ЛаГГ-3 и подчинялся непосредственно штабу ВВС Западного фронта. Следует заметить, что структура ВВС фронта была сложной и запутанной - кроме фронтовой авиации (авиации прямого подчинения штабу ВВС ЗФ) - четырёх ближне-бомбардировочных, одного истребительного и одного разведывательного полков, каждая сухопутная армия Западного фронта имела в своём подчинении три-четыре авиационных полка. [1]

В феврале 1942 года 3 орап располагал следующей материальной частью: 2 самолёта Пе-2, 2 самолёта Пе-3 и 3 истребителя ЛаГГ-3 [2], т.е. по количеству самолётов часть соответствовала эскадрилье.
28 марта 1942 года новым командиром части был назначен майор В.М. Чувило. К концу марта 1942 года 3 орап получил ещё 8 самолётов Пе-2, 6 самолётов Пе-3 и 6 истребителей ЛаГГ-3. В мае 1942 года 3 орап получил ещё 6 самолётов Пе-2.

За непоные три месяца участия в боевых действиях 3 орап совершил 232 боевых вылета. При этом 7 самолётов не вернулись с боевых заданий, кроме того в полку произошло 3 катастрофы и 6 аварий, т.е одна на каждые 15 самолёто-вылетов приходилась 1 потеря - результат не очень оптимистический[2].

9 мая 1942 года полк вновь стал эскадрильей, получив наименование 1я отдельная дальняя разведочная авиационная эскадрилья (одраэ). В конце мая 1942 года из ВВС Западного, Брянского и Калининского фронтов была сформирована 1я воздушная армия (1 ВА). Начиная с этого момента и практически до расформирования полк входил в состав этой воздушной армии. 1 одраэ была единственным авиационным разведывательным подразделением 1 ВА. На вооружении разведэскадрильи были самолёты Пе-2 и Пе-3.

Вскоре руководство ВВС Красной Армии пришло к выводу, что одна разведывательная эскадрилья не справляется с поставленными задачами и не может обеспечить разведданными по всей полосе фронта. Летом 1 одраэ была переформирована в 10 авиационный разведывательный полк. В составе полка было две разведэскадрильи самолётов Пе-2Р. Радиус действия этих самолётов был 1600 км, наверное поэтому полк стал дальним разведывательным. Полное официальное наименование полка было 10 отдельный авиационный дальне-разведывательный полк (10 оадрп). Командиром сформированного 10 орап был назначен майор В.И. Жигарьков.

В 10 одрап в боевых условиях была изобретена качающаяся фотоустановка. Это изобретение позволило при одном заходе сфотографировать 5-6 маршрутов, заменяя таким образом 5-6 самолёто-вылетов. Автор этого изобретения - П.М. Зинин - был убит в воздушном бою в декабре 1942 года.
Наиболее опытные экипажи совершали боевые вылеты на разведку по т.н. "большому радиусу" - в районы Вязьма, Смоленск, Рославль и Спаск-Деменск. Это были самые сложные и ответственные задания по разведке.

В ходе войны лётчики приобретали бесценный боевой опыт. Экипажи научились умело маскируясь облачность и солнцем точно и внезапно появляться над целью. Кроме разведывательных полётов лётчики летали на бомбометание и штурмовку наземных целей. При полётах на низких высотах огонь из пулемёта по наземным целям часто вели стрелки-радисты экипажей Пе-2.

В августе частыми стали вылеты на разведку глубокого тыла противника в районах Рославль, Ярцево, Смоленск и Гжатск. Так например 29 августа возле рославля было обнаружено 214 автомашин противника. Ближняя разведка велась в районе Ржева, где велась фотосъёмка оборонительных рубежей противника в районах Погорелое-Городище-Ржев. 2 сентября на аэродроме Боровское было обнаружено 83 самолёта, а на аэродроме Сеща 64 самолёта противника.

30 сентября 1942 года на аэродроме Сеща было обнаружено 70 самолётов противника.
4 октября на аэродроме Н. Село было обнаружено 27 самолётов, а на аэродроме Дугино - 90 самолётов.

Осенью 1942 года несмотря на плохие метеоусловия экипажи полка совершали боевые вылеты в районы Болхов, Юдиново, Хотынец, Брянск, Карачев, Юхнов, Ельня, Долгобуж, Вязьма, Сычёвка. Основной целью разведки было обнаружение скоплений войск противника и отслеживание движения колонн немецких войск. Кроме того велась фоторазведка аэродромов, мостов, переправ и укреплённых рубежей. Особенно отличился экипаж старшего сержанта Мокрова в составе Мокров (лётчик)-Усенко(лётчик-наблюдатель)-Ситало(стрелок-радист).

2 октября 1942 года на станции Туманово эскипажами 10 одрап было обнаружено 200 автомашин противника.

20 октября 1942 года командиром полка был назначен подполковник Александр Карпович Родин. До этого он командовал 2м ближне-бомбардировочны полком. А.К. Родин будет командовать 10 орап до конца войны.

По состоянию на 1 ноября 1942 года 10 разведполк располагал 15 самолётами Пе-2 и 5 самолётами Пе-3.[2]

В конце 1942 года 10 оадрп проводил разведку укреплений противника в районах Ржев, Кирейково, Грынь, Карманово. Сфотографированные участки фронта были расшифрованы, что позволило наземным войскам успешно прорвать оброну противника во время наступления.

Экипажи 10 оадрп регулярно встречались в воздухе с истребителями противника. И только исключительные настойчивость, мужество и мастерство позволяли лётчикам прорываться через истребительный заслон и заградительный огонь зенитной артиллерии и выполнять боевые задания командования.

Лучшим разведывательным экипажем считался экипаж командира звена капитана В.П. Гольцова в составе Гольцов(лётчик)-Бабушкин(штурман)-Демченков(стрелок-радист). Лётчик В.П. Гольцов откличался исключительными хитростью, настойчивостью, а также умением маневрировать во время атак истребителей противника. Только он сумел прорваться и сфотографировать укреплённый рубеж Сычевка-Ржев.

Чтобы расширить спектр решаемых задач в декабре 1942 года в состав 10 оадрп вошла 3 эскадрилья на самолётах Ил-2. Задачей этой эскадрильи была ближняя разведка. Большая часть личного состава этой эскадрильи прибыла из 566 штурмового полка (шап). Командиром эскадрильи был майор В.Т. Кузнецов, командовавший этой эскадрильей в составе 566 шап, опытный лётчик, уже награждённый орденом Красного Знамени. В состав эскадрильи из 62 шап прибыл будущий Герой Советского Союза В.М. Харитонов. Личный состав 3 аэ за короткое время был сколочен в боевую единицу, способную выполнить любую боевую задачу.

Источники:
1 А.Г. Фёдоров "Авиация в битве под Москвой" Москва 1975 стр.281
2. А. Медведь "Советская разведывательная авиация в начальный период войны ч.2"

 

 

 

 

 

при перепечатке ссылка на сайт обязательна Copyright © Щучин - город авиаторов

 


Хостинг от uCoz