Виктор Кабанов
в 1972 помощник командира корабля
132 тяжёлый бомбардировочный авиаполк
Учения
1972 года.
.Кстати
на этих учениях с нашим экипажем был один случай. Наш полк должен был
бомбить полигон сооружённый на выведенном из строя военном аэродроме
вблизи города Витшток. Впереди шла помеховая третья эскадрилья - постановщики
помех.У этих машин зашитый бомболюк полностью был забит помеховой аппаратурой.
Дополнительно на каждом Ту-16 стояла станция «Фасоль» забивавшая каналы
наведения истребителей. Мы из второй эскадрильи летели на Ту-16К11-16,
но без ракет, а с парашютными 250кг бомбами и должны были бомбить назначенные
нам капониры, причём каждый экипаж свои капониры. Первая эскадрилья
должна была сбросив кассетные бомбы и заминировать аэродром, что бы
предотвратить ремонт. Причём эти мины взрывались через разное время,
для того что бы вывести из строя минёров. По этой причине целые сутки
к полигону никто не приближался. Летели мы сначала на средних высотах,
а перед пересечением польско-германской границы снизились до 200 метров
и это ночью.
При полёте в плотном боевом на бомбометание полигона вблизи Берлина,
мы так загадили эфир, что полностью нарушили управление перехватчиками
из-за чего одному даже пришлось катапультироваться из-за выработки топлива.
Нам пытались дать команду на прекращение помехи, но и мы ничего не слышали
кроме какофонии в наушниках. И лишь по дальней связи пришло распоряжение
на прекращение постановки помех ранее намеченного рубежа, да и то мы
восприняли это не сразу, а лишь после подтверждения паролем. Кстати
на следующий день поступило сообщение, что на это время также было парализовано
управление гражданскими самолётами над ФРГ.
Перед самой целью три «Ёлки» (самолёты Ту-16Е - постановщики пассивных
помех - А.В.) выполнили подскок и сбросил "люстры"(осветительные
бомбы- А.В.) . Всё стало как днём. Сначала на ВПП должен был
сбросить 36 бетонобойных бомб экипаж командира дивизии генерала Харина.
Они срабатывали с замедлением, что бы взрыв произошёл после пролёта
групп, но что-то не срослось. Толи мы опоздали, толи сброс этих бомб
был выполнен раньше, но рваться они начли чуть левее нашего крыла. Причём
как мы летели так равномерно они и взрывались. Я такого салюта больше
никогда не видел. Но что удивительно, ни одной пробоины. Хотя в 1974
году в Воздвиженке произошёл похожий случай, примерно по такому же сценарию,
и на одном самолёте просто не было живого места, а он всё равно долетел
до родного аэродрома. Очень живучий самолёт. После бомбёжки этого полигона
к нам пришло поздравление с отличной оценкой от министра обороны Гречко.
Оказывается он наблюдал за нашей работой а затем объехал полигон.
По условиям учений 5 июля 1972 года после удара по аэродрому тактической
авиации противника наш аэродром в Тарту был уничтожен. Зз-за уничтожения
нашего аэродрома постоянного базирования ночью весь полк произвёл посадку
на наш оперативный грунтовый аэродром Желудок. Я впервые выполнял посадку
ночью на грунт. Мало того, что было темно, так и вдобавок от впереди
севших самолётов всё занесло такой пылью, что я просто не понимал, как
мой командир Чужинов Николай Сергеевич хоть что-то видит. Я, конечно,
предполагал, что он был на этом аэродроме раньше, но всё равно его мастерство
произвело на меня огромное впечатление.
Самолёты стояли в линеечку и серебристые сверху, я думаю, были прекрасно
видны. Опыт второй мировой в данном случае не был учтён. Ближе к вечеру
на малой высоте нас посетил разведчик. Это был или Як-27 или Як-28.
Было принято решение срочно покидать Желудок и перелетать в Тарту. В
итоге взлёт производился парами с грунта ночью в дикой пыли от влетающих
самолётов. Взлёт парой в Дальней авиации конечно сказано сильно. На
самом деле на полосу уступом выруливали два самолета, а вот взлетали
поодиночке с 15 секундным интервалом. Не знаю, действительно ли это
уменьшало время. Мне кажется, что наоборот, пока вырулит и прорулит
впереди по полосе один, затем вырулит второй, после этого один начнёт
разбегаться, а затем второй, за это время можно было выпустить три самолёта.
Взлёт с грунта производил неизгладимое впечатление. Всё дребезжало,
порой невозможно было увидеть приборную доску, ноги с педалей норовило
всё время сбросить.
В эту ночь произошёл случай, чуть не ставшей катастрофой. Один из экипажей
в пыли вырулил не на полосу, а правее и взлёт производил с постепенным
уклонением вправо. Скорость росла медленно и иногда даже падала, когда
колёса встречали более мягкий грунт. Но командир продолжал разбег, так
как он уже не понимал, сколько оставалось до конца полосы, и опасался,
что если он прекратит взлёт, то следующий взлетающий самолёт столкнётся
с ним. В итоге они оторвались, но пробежали 3300 метров. А ведь грунтовка
была длиной 3000 метров. В последствии нам показали фотографии этого
взлёта. Колее были огромными и проскочили они буквально с крайним домом
близлежащей деревни. Воистину самолёт повышенной проходимости...