главная
аэродром
авиация в Щучине
военнослужащие гарнизона
о Щучине
награды сайта
контакт
от автора
катастрофы
гарнизоны
общее о ВВС и ВС
фотогалерея Щучина
гостевая книга
ссылки

 

 

  Rambler's Top100
 
 
 
 
 

 

16 сбап16й сбап в Советско-Финской войне.16 сбап

16й скоростной бомбардировочный авиационный полк был сформирован на аэродроме Ржев.На вооружении полка были скоростные бомбардировщики СБ-2.
В течение 23-25 января 1940 года полк прибыл на фронт двумя группами. Полк разместился на аэроузле Ухта на озере Среднее Куйто возле н.п. Ухта (в настоящее время - Калевала).
К тому времени:
- 20 экипажей только закончили переучивание на СБ, летают в простых метеоусловиях на средних высотах;
- 32 экипажа летали в строю, в сложных метеоусловиях, на средних и больших высотах;
- 7 экипажей летали ночью;
- 14 освоили слепые полеты.
К боевым вылетам полк приступил уже с 23 января. Основные усилия были сосредоточены на ударах по коммуникациям и войскам противника. К концу января произвел всего 156 самолето-вылетов с общим налетом 271 час 9 минут. Из этого 95 боевых вылетов, из которых 76 вылетов на бомбардировку войск противника.
28 января 1940 вместе с 41 сбап 16 сбап был включен в состав 10й скоростной бомбардировочной авиабригады (10 сбабр). 10 авиабригада входила в состав ВВС 9 армии под командованием Героя СССР комбрига П. Рычагова.

В период 6-16 февраля две аэ из 41го и 16го сбап были переданы на Ребольское направление для помощи 54й стрелковой дивизии и действовали под командованием командира 80го смешанного авиационного полка с ледового аэродрома Реболы. Полк выполнял полеты для сброса продуктов окруженным частям Красной Армии и бомбардировки позиций блокировавших их финнов.
14 февраля, нанося воздушные удары по близлежащим финским позициям, четверка СБ-2 5й эскадрильи 16го СБАП ошибочно отбомбилась по командному пункту 54й стрелковой дивизии и уничтожила палатку с 26 ранеными бойцами. Командир эскадрильи капитан Коткин и штурман эскадрильи капитан Мелихан были отданы под суд.
В этот же день под одним СБ при сбросе разорвались собственные мелкие осколочные бомбы. Самолет получил 22 пробоины, вернулся на аэродром, но в полевых условиях ремонту не подлежал и был отправлен на завод.

17 февраля при посадке в темное время суток был разбит один самолет СБ-2 полка.
20 февраля в 9.55 девятка СБ-2 3й аэ 16 сбап с высоты 1000 м нанесла удар по станции Вала, сбросив на неё 36 ФАБ-100 и 12 ФАБ-50. Одно из звеньев в районе цели подверглось нападению пары истребителей противника, опознанных как «Бристоль-Бульдог». В результате воздушного боя один из истребителей противника был сбит стрелком-радистом Т.В. Симоновым, причем по утверждению очевидцев пилот истребителя выбросился на парашюте. С советской стороны легкое ранение в руку получил пилот лейтенант М.А. Борщев, стрелок-радист из его экипажа Н.А. Тращенко был тяжело ранен в бедро. Когда Борщев сообщил о своем ранении штурману лейтенанту А.Я. Авруцкому , последний неожиданно выбросился в парашютом в 4 км севернее озера Луванъярви, примерно в 80 км восточнее Валы. При посадке у СБ-2 лейтенанта Борщева не полностью вышло шасси и самолет был поврежден. В другом экипаже тяжелое ранение получил стрелок-радист старшина Попов. Пуля попала под левую лопатку и вышла через шею. Он в последствии умер. В 12.20 на поиски А.Я. Авруцкого были отправлены два СБ-2, которые обнаружили штурмана в 2-3 километрах севернее Лаванъярви. Ему был сброшен вымпел с указанием направления для движения, а повторным вылетом – лыжи и приказ достигнув Лаванъярви ожидать там самолета, который должен был вылететь за ним на следующий день. Однако из-за непогоды 21 февраля вылететь за Авруцким не удалось, а 22 февраля на месте его не обнаружили, зато нашли много лыжных следов, из чего сделали вывод, что Авруцкого взяли в плен. По финским данным Авруцкий был захвачен именно 21 февраля.
22 февраля полк в составе 25 самолетов СБ-2 производил налет на железнодорожную станцию Рованиеми. Над целью самолеты были обстреляны огнем шведской зенитной артиллерии без видимых последствий. Однако уже при возвращении не доходя 20-25 км доУхты, на высоте 400-600 метров загорелся и упал на землю один СБ-2. Экипаж в составе старшего лейтенанта Левцова, старшего лейтенанта Юзаева и старшины Чидова погиб.

Всего за Советско-Финскую войну 16 сбап было совершено:
- 382 вылетов на железнодорожные станции и перегоны, сброшено 208140 кг бомб;
- 436 вылетов на наземные войска и транспорт противника, сброшено 59235 кг бомб;
- 141 вылетов на базы и военные объекты противника, сброшено 151677,5 кг бомб;
- 91 вылетов на сброс продуктов и боеприпасов для 54й стрелковой дивизии;
- 43 вылета на разведка погоды;
- 12 вылетов на фотографирование;
- 9 вылета на лидирование истребителей;
- 50 вылетов, во время которых не выполнены боевые задания из-за плохих метеоусловий.

автор выражает искреннюю признательность Олегу Киселёву за помощь в написании данного раздела

 

 

 

при перепечатке ссылка на сайт обязательна Copyright © Щучин - город авиаторов

 


Хостинг от uCoz