16й
сбап в Советско-Финской войне.
16й
скоростной бомбардировочный авиационный полк был сформирован на аэродроме
Ржев.На вооружении полка были скоростные бомбардировщики СБ-2.
В течение 23-25 января 1940 года полк прибыл на фронт двумя группами.
Полк разместился на аэроузле Ухта на озере Среднее Куйто возле н.п.
Ухта (в настоящее время - Калевала).
К тому времени:
- 20 экипажей только закончили переучивание на СБ, летают в простых
метеоусловиях на средних высотах;
- 32 экипажа летали в строю, в сложных метеоусловиях, на средних и больших
высотах;
- 7 экипажей летали ночью;
- 14 освоили слепые полеты.
К боевым вылетам полк приступил уже с 23 января. Основные усилия были
сосредоточены на ударах по коммуникациям и войскам противника. К концу
января произвел всего 156 самолето-вылетов с общим налетом 271 час 9
минут. Из этого 95 боевых вылетов, из которых 76 вылетов на бомбардировку
войск противника.
28 января 1940 вместе с 41 сбап 16 сбап был включен в состав 10й скоростной
бомбардировочной авиабригады (10 сбабр). 10 авиабригада входила в состав
ВВС 9 армии под командованием Героя СССР комбрига П. Рычагова.
В период 6-16 февраля две аэ из 41го и 16го сбап были переданы на Ребольское
направление для помощи 54й стрелковой дивизии и действовали под командованием
командира 80го смешанного авиационного полка с ледового аэродрома Реболы.
Полк выполнял полеты для сброса продуктов окруженным частям Красной
Армии и бомбардировки позиций блокировавших их финнов.
14 февраля, нанося воздушные удары по близлежащим финским позициям,
четверка СБ-2 5й эскадрильи 16го СБАП ошибочно отбомбилась по командному
пункту 54й стрелковой дивизии и уничтожила палатку с 26 ранеными бойцами.
Командир эскадрильи капитан Коткин и штурман эскадрильи капитан Мелихан
были отданы под суд.
В этот же день под одним СБ при сбросе разорвались собственные мелкие
осколочные бомбы. Самолет получил 22 пробоины, вернулся на аэродром,
но в полевых условиях ремонту не подлежал и был отправлен на завод.
17 февраля при посадке в темное время суток был разбит один самолет
СБ-2 полка.
20 февраля в 9.55 девятка СБ-2 3й аэ 16 сбап с высоты 1000 м нанесла
удар по станции Вала, сбросив на неё 36 ФАБ-100 и 12 ФАБ-50. Одно из
звеньев в районе цели подверглось нападению пары истребителей противника,
опознанных как «Бристоль-Бульдог». В результате воздушного боя один
из истребителей противника был сбит стрелком-радистом Т.В. Симоновым,
причем по утверждению очевидцев пилот истребителя выбросился на парашюте.
С советской стороны легкое ранение в руку получил пилот лейтенант М.А.
Борщев, стрелок-радист из его экипажа Н.А. Тращенко был тяжело ранен
в бедро. Когда Борщев сообщил о своем ранении штурману лейтенанту А.Я.
Авруцкому , последний неожиданно выбросился в парашютом в 4 км севернее
озера Луванъярви, примерно в 80 км восточнее Валы. При посадке у СБ-2
лейтенанта Борщева не полностью вышло шасси и самолет был поврежден.
В другом экипаже тяжелое ранение получил стрелок-радист старшина Попов.
Пуля попала под левую лопатку и вышла через шею. Он в последствии умер.
В 12.20 на поиски А.Я. Авруцкого были отправлены два СБ-2, которые обнаружили
штурмана в 2-3 километрах севернее Лаванъярви. Ему был сброшен вымпел
с указанием направления для движения, а повторным вылетом – лыжи и приказ
достигнув Лаванъярви ожидать там самолета, который должен был вылететь
за ним на следующий день. Однако из-за непогоды 21 февраля вылететь
за Авруцким не удалось, а 22 февраля на месте его не обнаружили, зато
нашли много лыжных следов, из чего сделали вывод, что Авруцкого взяли
в плен. По финским данным Авруцкий был захвачен именно 21 февраля.
22 февраля полк в составе 25 самолетов СБ-2 производил налет на железнодорожную
станцию Рованиеми. Над целью самолеты были обстреляны огнем шведской
зенитной артиллерии без видимых последствий. Однако уже при возвращении
не доходя 20-25 км доУхты, на высоте 400-600 метров загорелся и упал
на землю один СБ-2. Экипаж в составе старшего лейтенанта Левцова, старшего
лейтенанта Юзаева и старшины Чидова погиб.
Всего за Советско-Финскую войну 16 сбап было совершено:
- 382 вылетов на железнодорожные станции и перегоны, сброшено 208140
кг бомб;
- 436 вылетов на наземные войска и транспорт противника, сброшено 59235
кг бомб;
- 141 вылетов на базы и военные объекты противника, сброшено 151677,5
кг бомб;
- 91 вылетов на сброс продуктов и боеприпасов для 54й стрелковой дивизии;
- 43 вылета на разведка погоды;
- 12 вылетов на фотографирование;
- 9 вылета на лидирование истребителей;
- 50 вылетов, во время которых не выполнены боевые задания из-за плохих
метеоусловий.
автор выражает искреннюю признательность Олегу
Киселёву за помощь в написании данного раздела