Аэродром Щучин.
В сентябре 1960 года после окончания ВПА им.Ленина я был назначен в
10-й ОРАП на должность замполита полка. 10-й ОРАП в 1960 году находился
на аэродроме Береза Брестской области. Командиром полка был Герой Советского
Союза полковник Глебов М.М. В его составе тогда было 2 эскадрильи по
12 – 15 самолетов Ил-28Р и 1 эскадрилья МиГ-15Р в количестве 10 самолетов,
всего около 30 экипажей.
До 1961 г. на аэродроме в Щучине стояла 157-я
БАД. Дивизия попала под волну массовых сокращений в армии, инициированных
Н.С. Хрущёвым. Она подлежала расформированию, а аэродром Щучин был определен
как место разделки самолетов Ил-28. В то время на этом аэродроме находилось
около 150 самолетов Ил-28. Туда были направлены эти самолеты и
из других сокращаемых частей. Они стояли в 2 ряда на восточной стороне
вдоль кромки леса. Самолетам было всего по 5 – 7 лет, все они были исправны.
В
марте 1961 года полку была поставлена задача перебазироваться на аэродром
Щучин, создать комиссии по отбору экипажей и разделке самолетов, отобрать
из лучших пилотов и штурманов сокращаемой дивизии дополнительно 26 экипажей
и определить самолеты для разделки.
Командующим 26 воздушной
армии генералом Рыкачевым был составлен и утвержден план разделки самолетов
с указанием дат и количества разделанных самолетов. Каждый день приказано
было разделывать по 2 самолета. Контролировать выполнение этого плана
должен был штаб 26 ВА во главе с начальником штаба полковником Силантьевым
Александром Петровичем (будущим маршалом авиации). Начинать разделку
было приказано в июне 1961 года.
Комиссия полка экипажи отобрала, а
вот разделывать самолеты вопреки приказу сверху п-к Глебов не спешил.
В июне 1961 года из штаба 26 ВА начали звонили каждую неделю и
спрашивать, как идет выполнение плана разделки и сколько самолетов разделано.
П-к Глебов бодро отвечал, что разделка идет по плану, хотя за все лето
он разрешил разрезать только несколько неисправных и списанных самолетов.
В
середине сентября п-ку Глебову звонит сам начальник штаба 26 ВА полковник
Силантьев и спрашивает, остались ли неразделанные самолеты. Я в это
время находился в его кабинете.
Глебов закрывает рукой трубку и спрашивает
у меня,- Что будем отвечать?
Я отвечаю: - Все равно когда-нибудь узнают.
Тогда Глебов отвечает Силантьеву: - Пока порезали только несколько списанных
самолетов.
Силантьев в ответ: - Как это так, ты же докладывал, что разделка
идет по плану, по 2 самолета в день.
У меня
рука не поднялась приказать резать новые самолеты.
-Я вылетаю
к вам..
Глебов позвонил диспетчеру и приказал доложить, когда
из Минска вылетит Силантьев. Через час диспетчер доложил, что самолет
Ан-2 с полковником Силантьевым сядет через полчаса. Мы выехали на аэродром.
Вскоре мы увидели военный самолет Ан-2. Однако он сел не сразу, а сделал
несколько кругов над аэродромом.
Самолет А-2 приземлился, из него вышел
Силантьев. Глебов подошел к нему с рапортом. Они поздоровались и обнялись.
Ведь они давно знали друг друга, вместе воевали на фронте, дружили друг
с другом и звезды Героев Советского Союза им были вручены в один день.
Силантьев
сел на переднее сиденье в машину, а мы с Глебовым на задние, и поехали
на стоянки самолетов Ил-28. Все самолеты были законсервированы, опломбированы
и хорошо охранялись часовыми двух постов. Во время хранения на них выполнялись
все необходимые по регламенту технического обслуживания работы.
Подъехав
к первому самолету, Силантьев вышел из машины, подошел к самолету и
осмотрел пломбы. Потом он еще несколько раз выходил из машины и проверял
пломбы на самолетах. Мы с Глебовым не знали, что думать. Но вот после
проверки самолетов у Силантьева вдруг заметно улучшилось настроение,
и Глебов подумал, что на этот раз гроза пройдет мимо.
Со стоянок поехали
в штаб полка. Зайдя в кабинет Глебова, Силантьев сказал:
- Правительством
принято решение удовлетворить просьбу президента Индонезии Сукарто и
продать этой стране несколько сотен самолетов Ил-28. Это решение передали
в ГШ ВВС. Там кинулись искать, где у них эти самолеты и, вспомнив о
расформированной дивизии и о своей директиве по разделке ее самолетов,
схватились за голову.
Радости Силантьева не было предела. Довольный,
он обнял Глебова и сказал:
-Ну какой же ты молодец, что не порезал самолеты!
Сел в свой Ан-2 и улетел в Минск.Вскоре из штаба ВА поступил приказ
сформировать 2 группы летного состава по 7 экипажей для перегонки самолетов
в Индонезию.
Первая группа должна была перегонять самолеты в Иркутск.
Там самолеты готовили к передаче в Индонезию. Снимали секретное оборудование,
снимали надписи и таблички на русском языке и ставили на английском.
Эту работу выполняли представители КБ Ильюшина.
Специально переброшенная
туда на самолете Ли-2 группа инженерно-технического состава полка выполняла
послеполетное и предполетное обслуживание перегоняемых самолетов. Вторая
группа перегоняла самолеты из Иркутска в Джакьякарту, - военный
аэродром близ Джакарты.Вся работа по передаче самолетов была выполнена
за 2 месяца.
вернуться в раздел "Воспоминания"