главная
о Щучине
аэродром
авиация в Щучине
фотогалерея Щучина
контакт
от автора
гарнизоны
катастрофы
фотографии военнослужащих
гостевая книга
ссылки

 

 

 

 

 

 

  Rambler's Top100
 
 
 
 
 

 

402 иап, 402 апон968й истребительный авиационный полк.
1941-1945


968 авиаполк был сформирован на аэродроме Чкаловский под Москвой на базе НИИ ВВС и Наркомата авиапромышленности 25 июня 1941 года по личному указанию И.В. Сталина.Первым наименование полка было 402й истребительный авиационный полк особого назначения (402 иапон). 402й иап был укомплектован исключительно лётчиками-испытателями. Первым командиром был лётчик-испытатель П.М. Стефановский. 402 иап приступил к боевым действиям в конце июня 1941 года имея на вооружении 23 самолёта МиГ-3. Полк был сформирован в течение трёх дней, получил самолёты и сразу убыл на фронт.
402 иап должен был разместится на аэродроме Крестцы в 5 км от Пскова, но там для полка не было места и он перелетел на аэродром у железнодорожной станции Идрица в Псковской области. 402й полк вошёл в состав 57й смешанной авиационной дивизии. 31го июня 1941 года полк приступил к боевой работе, которая заключалась в разведке, патрулировании, сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков, прикрытии наземных войск и железной дороги Идрица-Себеж. За первые три дня боёв лётчики-испытатели 402 иапон уничтожили 12 самолётов Люфтваффе. Но несмотря на все усилия, немецкие бомбардировщики работали исключительно точно. После двух недель тяжёлых боёв к 9 июля в полку осталось только три исправных самолёта МиГ-3. Большая часть самолётов была потеряна на земле. Полк вернулся на фронт только 22 июля.
Командование Красной Армии поняло ошибочность решения о формировании полков из лётчиков-испытателей, которые большую пользу могли принести занимаясь своей непосредственной работой в тылу. 10 августа 1941 года первая группа из 9 лётчиков была отозвана с фронта. Среди этих лётчиков был знаменитый лётчик-испытатель Г.Я. Бахчиванжи, который к тому времени успел сбить5 самолётов врага. К концу августа 1941 года большинство лётчиков-испытателей было отозвано из 402 иап и вернулось к испытательной работе. Из наименования полка было убрано "особого назначения".
В боевой деятельности 402го иап наступила чёрная полоса - состояние боевых самолётов было очень плохое, самолёты были очень сильно изношены, новые моторы с заводов не поступали. 1 января 1942 года единственный исправный МиГ-3 полка потерпел катастрофу. Из-за отсутствия исправных самолётов, полк был выведен из состава 57й дивизии и перебазировался на аэродром Выползово, где занимался восстановлением материальной части. К 10 января в полку было исправных 11 самолётов: 10 МиГ-3 и один трофейный Bf-109. 402 ипа был включён в состав 8й смешанной авиационной дивизии (сад) и приступил к боевой работе, но состояние самолётов по-прежнему оставалось плачевным. К середине марта числившиеся в полку 11 МиГ-3 и один Bf-109 окончательно вышли из строя. 402 иап получил устаревшие И-15, И-16 и И-153. С такой материальной частью противостоять силам Люфтваффе было сложно и полк получил задачу прикрывать свой аэродром и действовать в качестве ночных перехватчиков. В конце марта полк получил задачу переучиться на истребители ЛаГГ-3. 402й иап не был отведён в тыл и продолжал вести боевые действия, одновременно осваивая новую технику - полк получил один небоеготовый самолёт планер и мотор.

В апреле 1942 в полк поступило 18 истребителей Як-1. В это время основная задача полка - сопровождение бомбардировщиков Пе-2 и штурмовков Ил-2. 22го июня 1942 года полк вошёл в состав 239й иад 6й воздушной армии.
5го июля 1942 402 иап вошёл в состав 6го истребительного авиационного корпуса в составе резерва ставки ВГК. В ноябре 1942 года полк отдал свою матчасть другим полка и убыл в Багай-Барановку на переформирование. 402 полк вошёл в состав 3го истребительного авиационного корпуса (ИАК) под командованием генерала Савицкого. Полк был фактически сформирован заново - номер полка остался, но личный состав был сменён почти полностью. Основу лётчного состава составили лётчики из 361 иап из Дальнего Востока. Полк получил с завода 34 новых самолёта Як-1.

10 февраля 1943 года полк перебазировался в Подмосковье на аэродром Люберцы. Вместе с 402 иап на аэродроме базировался ещё один полк 3го ИАК - 812 иап. Оба полка входили в состав 265й истребительной авиадивизии 3го ИАК. 14го апреля 1943 года полк передислоцировался на Кубань. 18 апреля полк прибыл на аэродром Пашковская. Там соседями полка был женский ночной бомбардировочный полк. Перед началом боёв механики нанесли на фюзеляжи самолётов 402 иап эмблему корпуса - серебристое крыло со звездой, переходящее в разящий меч. На первое боевое задание генерал Е.Я. Савицкий полетел вместе с лётчиками 402го иап.
Основной задачей полка было прикрытие плацдарма от бомбардировщика со стороны моря и обеспечивать работу штурмовиков Ил-2. 29 апреля 1943 года лётчики 402го иап уничтожили 11 самолётов противника. 3 мая 1943 года полк сдал свои самолёты и беребазировался на аэродром в станице Тихорецкая. Полк ещё немного повоевал и убыл в Липецк на переформирование. Полк получил новые самолёты - 16 Як-9Т и 15 Як-1. Личный состав готовился к боевым действиям ночью. 4 сентября 1943 полк перебазировался на аэродром Дубровка и приступил к боевым действиям в составе Южного фронта. В октябре 1943 полк вёл бои над заповедником Аскания-Нова. В начале 1944 402 иап прикрывал переправы через Сиваш. С 18 апреля 1944 полк базировался на аэродроме Кача и участвовал в боях над Севастопольской бухтой и долиной Бельбека. Полк по возможности штурмовал огневые точки на Сапун-горе и охотился за торпедными катерами. В июне 1944 3й ИАК был выведен в резерв Ставки ВГК. 402й иап перебазировался на аэродром Орёл на доукомплектование.

402 иап вернулся на фронт 22 июня 1944 года в составе 1й воздушной армии (1 ва) 3го Белорусского фронта и участвовал в операции "Багратион".К 29 июля 1944 года полк передислоцировался на аэродром Кармелава и прикрывал переправы через реку Неман.
1 сентября 1944 полк убыл в Багай-Барановку на получение самолётов Як-3 и переучивание лётного состава. В конце сентября полк перебазировался в район Владимира-Волынского для восстановления здоровья и подготовки к дальнейшим боевым действиям.

17 ноября 1944 года 402й иап в составе 45 лётчиков и 48 самолётов Як-3 и Як-9 вошёл в состав 16й воздушной армии 1го Белорусского фронта и разместился на польском аэродроме Вышницы. Первой боевой задачей было прикрытие Магнушевского плацдарма южнее Варшавы. С наступлением холодов на самолётах Як-3 стала отклеиваться и отставать фанерная обшивка плоскостей (заводской брак). Полк фактически стал недееспособным. Техники полка в полевых условиях с помощью представителей авиапромышленности устраняли брак, при этом от ядовитых жидкостей начались болезни, но к Новому году самолёты были пригодны к вылетам. 4го января 1945 года полк перебазировался на аэродром Желехув. 8 января часть самолётов перелетела на аэродром Ласкажев. 10 февраля 1945 402 иап перебазировался на свой первый германский аэродром - Морин. Позже истребители действовали на подступах к Берлину. 18 апреля 1945 лётчики 402 иап сбили 13 самолётов противника.

День Победы 402й иап встретил на аэродроме Дальгов.

За время Великой Отечественной войны 402 иап уничтожил 810 самолётов противника. Это самый результативный авиационный полк советских Вооружённых Сил. Свои потери составили 81 лётчиков и 101 самолёт (из этого 13 самолётов - небоевые потери). Несмотря на своизаслуги полк так и не был удостоен звания "гвардейский", хотя представления на почётные наименования подавались 3 раза.

 

П.М. Стефановский
первый командир полка П.М. Стефановский
главный инженер по вооружению
главный инженер по вооружению
лётчики 402 иап
лётчики 402 иап
Вручение боевого знамени 402му иап
вручение боевого знамени
боевой путь 968 иап
боевой путь 968 иап
при перепечатке ссылка на сайт обязательна © Щучин - город авиаторов

 


Хостинг от uCoz