История
95й истребительной авиационной дивизии.
родословная:
95й смешанный авиационный отряд (1949-)
95я смешанная авиационная дивизия
95я истребительная авиационная дивизия (1952-1988)
участие в боевых действиях:
Афганистан
история дивизии:
95я истребительная дивизия была сформирована как 95й смешанный авиационный
отряд. Формирование отряда в начале лета 1949 году было поручено подполковнику
(позже маршалу авиации) Ивану Пстыго (кстати белорус). Отряд сотоял
из двух подразделений: истребительного на Ла-11 (последняя модификация
знаменитого Ла-5 и последний поршневой самолёт в ВВС СССР) и транспортного
на Ли-2. Имелость также несколько учебных Як-11. Отряд создавался в
составе 29 воздушной армии Дальневосточного военного округа (ДВО). Что
удивительно этой армией командовал тоже белорус, генерал-полковник,
герой Советского Союза Степан Красовский (позже он станет маршалом).
Авиаотряд создавался для сопровождения тяжёлых бомбардирощиков Ту-4
(точная копия американского B-29 Superfortress). Планировалось использование
этих самолётов для доставки ядерных авиабомб. Такое оружие уже было
практически создано. Поэтому отряд формировался именно на восточных
рубежах, как можно ближе к территории вероятного противника. Отряд получил
именно Ла-11, так как (кроме других достоинств) он имел большую продолжительность
полёта (около 6 часов), а это было исключительно необходимо для сопровождения
стратегических бомбардировщиков. К концу лета формирование отрядо было
завершено. В конце августа он перелетел на Чукотку на аэродром Марково.
8го октября 1952 года, уже как 95я дивизия, подразделение было переведена
на Анадырь. Однако долго сопровождать самолёты-носители ядерного оружия
соединению не пришлось.
Руководство СССР решило, что авиация - это пережиток прошлого, что будущее
в стратегических ракетах. Необходимость истребителях сопровождения отпала
и согласно директиве Генерального Штаба ВС СССР № 0013 от 11 ноября
1953 года 95 иад переводилась в Белорусский военный округ (БВО) на аэродром
Засимовичи возле города Пружаны. Там дивизия вошла в состав 26 воздушной
армии (ва) и получила свои первые реактивные самолёты МиГ-15 и МиГ-15УТИ.
Здесь произошла замена полков, дивизия "отдала" свой 911й
иап, который позже стал полком истребителей- бомбардировщиков. Дивизия
получила истребительные полки, которые оставались в её составе до расформирования.
Штаб дивизии передислоцировался в город Щучин.
С этого времени дивизия стала передовой в освоении новой техники. Среди
первых получала она новейшую авитехнику - самолёты МиГ-19С, МиГ-21,
МиГ-23, МиГ-29. 979й полк был первым и единственным получившим самолёт
МиГ-23С "нулевой серии" в 1974 году. 968й иап одним из первых
перевооружился на МиГи-29е в начале 1980х..
Два полка 95ой иад принимали участие в боевых действиях в Афганистане.
927й иап (23.06.1983 - 26.07.1984) на МиГ-21бис и 979й (09.1987 - 09.1988)
на МиГ-23МЛ.
В конце 1980х 95я истребительная дивизия являлась одним из наиболее
боеспособных авиасоединений. Она прикрывала западные рубежи Родины и
завершала перевооружение на МиГи-29, два полка уже успели их получить.
Но тут подул ветер перемен и великие реформаторщики посчитали, что эта
дивизия представляет угрозу западным демократиям и быстренько её расформировали.
На территории Беларуси остался только один полк - 927й,который позже
превратился в 927ю истребительную авиабазу РБ; 968й ушёл в Германию
и выводился уже в Липецк, 979й был расформирован, его самолёты были
разобраны на местном ПАРМе.