главная
о Щучине
аэродром
авиация в Щучине
фотогалерея Щучина
контакт
от автора
благодарности
катастрофы
военнослужащие гарнизона
гостевая книга
ссылки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Rambler's Top100
 
 
 
 
 

 

История 95й истребительной авиационной дивизии.

родословная:
95й смешанный авиационный отряд (1949-)
95я смешанная авиационная дивизия
95я истребительная авиационная дивизия (1952-1988)

участие в боевых действиях:
Афганистан

история дивизии:
95я истребительная дивизия была сформирована как 95й смешанный авиационный отряд. Формирование отряда в начале лета 1949 году было поручено подполковнику (позже маршалу авиации) Ивану Пстыго (кстати белорус). Отряд сотоял из двух подразделений: истребительного на Ла-11 (последняя модификация знаменитого Ла-5 и последний поршневой самолёт в ВВС СССР) и транспортного на Ли-2. Имелость также несколько учебных Як-11. Отряд создавался в составе 29 воздушной армии Дальневосточного военного округа (ДВО). Что удивительно этой армией командовал тоже белорус, генерал-полковник, герой Советского Союза Степан Красовский (позже он станет маршалом). Авиаотряд создавался для сопровождения тяжёлых бомбардирощиков Ту-4 (точная копия американского B-29 Superfortress). Планировалось использование этих самолётов для доставки ядерных авиабомб. Такое оружие уже было практически создано. Поэтому отряд формировался именно на восточных рубежах, как можно ближе к территории вероятного противника. Отряд получил именно Ла-11, так как (кроме других достоинств) он имел большую продолжительность полёта (около 6 часов), а это было исключительно необходимо для сопровождения стратегических бомбардировщиков. К концу лета формирование отрядо было завершено. В конце августа он перелетел на Чукотку на аэродром Марково.
8го октября 1952 года, уже как 95я дивизия, подразделение было переведена на Анадырь. Однако долго сопровождать самолёты-носители ядерного оружия соединению не пришлось.
Руководство СССР решило, что авиация - это пережиток прошлого, что будущее в стратегических ракетах. Необходимость истребителях сопровождения отпала и согласно директиве Генерального Штаба ВС СССР № 0013 от 11 ноября 1953 года 95 иад переводилась в Белорусский военный округ (БВО) на аэродром Засимовичи возле города Пружаны. Там дивизия вошла в состав 26 воздушной армии (ва) и получила свои первые реактивные самолёты МиГ-15 и МиГ-15УТИ. Здесь произошла замена полков, дивизия "отдала" свой 911й иап, который позже стал полком истребителей- бомбардировщиков. Дивизия получила истребительные полки, которые оставались в её составе до расформирования. Штаб дивизии передислоцировался в город Щучин.
С этого времени дивизия стала передовой в освоении новой техники. Среди первых получала она новейшую авитехнику - самолёты МиГ-19С, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29. 979й полк был первым и единственным получившим самолёт МиГ-23С "нулевой серии" в 1974 году. 968й иап одним из первых перевооружился на МиГи-29е в начале 1980х..
Два полка 95ой иад принимали участие в боевых действиях в Афганистане. 927й иап (23.06.1983 - 26.07.1984) на МиГ-21бис и 979й (09.1987 - 09.1988) на МиГ-23МЛ.
В конце 1980х 95я истребительная дивизия являлась одним из наиболее боеспособных авиасоединений. Она прикрывала западные рубежи Родины и завершала перевооружение на МиГи-29, два полка уже успели их получить. Но тут подул ветер перемен и великие реформаторщики посчитали, что эта дивизия представляет угрозу западным демократиям и быстренько её расформировали. На территории Беларуси остался только один полк - 927й,который позже превратился в 927ю истребительную авиабазу РБ; 968й ушёл в Германию и выводился уже в Липецк, 979й был расформирован, его самолёты были разобраны на местном ПАРМе.

 
исторический путь 95ой дивизии
исторический путь 95ой дивизии
Все права защищены. Copyright Andrei Vasilchyk. Щучин - город авиаторов

 


Хостинг от uCoz