главная
аэродром
авиация в Щучине
военнослужащие гарнизона
о Щучине
награды сайта
контакт
от автора
катастрофы
гарнизоны
общее о ВВС и ВС
фотогалерея Щучина
гостевая книга
ссылки

 

 

  Rambler's Top100
 
 
 
 
 

 

1941.

К августу 1941 года Западный фронт практически не имел специализированных разведывательных авиаподразделений. До начала Великой Отечественной войны в составе Западного Особого Военного округа (ЗапОВО) было два разведывательных авиаполка - 313 орап вооружённый самолётами СБ и 314 орап, имевший на вооружении самолёты СБ и Як-4. Но к августу 1941 года 313 орап был переформирован в штурмовой полк, а в 314 орап из-за огромных оставалось только несколько самолётов.

На фронте действовали два полка дальней разведки, но они подчинялись непостредственно Главному Командованию Красной Армии. Поэтому специально для ВВС Западного фронта к 4 августа 1941 года была сформирована 38я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (ораэ). Эскадрилья была сформирована всего за 9 суток. Первым командиром эскадрильи был назначен подполковник Николай Иванович Малышев, военным комиссаром стал батальонный комиссар Пяткин. То, что комадиром эскадрильи командовал подполковник, подчёркивает особый характер нового подразделения. В то время, после уменьшения штата полков, истребительными полками обычно командовали майоры, а иногда даже капитаны.

На вооружении 38 раэ было 16 самолётов: четыре самолёта Пе-2, оснащённые фотооборудованием, 4 самолёта МиГ-3 и 8 самолётов ЛаГГ-3. Считается, что 38 ораэ замышлялась как прообраз разведывательного подразделения нового типа, и именно поэтому имела в своём составе истребители прикрытия.Лётчики-истребители на ЛаГГ-3 прибыли из 2го запасного авиационного полка (зап) (аэродром Сейм [1] возле города Горький (в настоящее время Нижний Новгород)).

Личный состав эскадрильи комплектовался военнослужащими из состава 430 штурмового полка (шап) уже имевшими боевой опыт первых дней войны. 430 шап был полком особого назначения. Этот полк был сформирован при авиазаводе в Воронеже. В этом полку служили лётчики из НИИ ВВС. Основной задачей 430 шапон была отработка на практике оптимальных способов боевого применение самолётов Ил-2. В течение июля 1941 года 430 шап принимал участие в боевых действиях, потерял почти все свои самолёты и был расформирован. Именно на базе этого полка формировалась 38 раэ.

Организационно 38 раэ состояла из двух авиационных отрядов: разведывательного и истребительного, при этом истребители ЛаГГ-3 из состава истребительного состава применялись для прикрытия разведчиков, а самолёты МиГ-3 использовались в качестве разведывательных. Командирами авиаотрядов были назначены капитаны В.Д. Козуля и Н.В. Крутиков. Официально в документах эскадрилья именовалась 38я разведывательная авиационная эскадрилья фронта (38 раэф), т.к. была единственным специализированным авиаподразделением Западного фронта. 38 раэ была одним из первых авиаподразделений получивших на вооружение самолёты-разведчики Пе-2Р.[3]

38 ораэ вошла состав ВВС Западного фронта и сразу же было отправлено в бой - помогать наземным войскам. Первые свои вылеты эскадрилья совершала с аэродрома Новое Село, что примерно 13 км севернее Вязьмы. Основной задачей эскадрильи была разведка и авиафоторазведка войск противника. 38 ораэ фотографировала оборонительную полосу немецких войск перед армиями Западного фронта. По заданию командования 38 раэ совершала вылеты на глубину фронта противника, фотографируя аэродромы противника, а также города Могилёв, Орша, Смоленск, Витебск и Ярцево. При этом лётчики эскадрильи сталкивались с сильным противодействием зенитной артиллерии и истребительной авиации противника.

Пилоты ЛаГГ-3 имели очень слабую подготовку и не смогли обеспечить надёжного прикрытия для самолётов-разведчиков - за первые две недели боёв 38 раэ потеряла два самолёта Пе-2 и два МиГ-3.[1]

19 августа вышел приказ Народного Комитета Обороны (НКО) №0299 о порядке награждения лётного состава ВВС Красной Армии за хорошую боевую работу. Для отличившихся лётчиков были введены поощрения. Так в частности в разведывательной авиации:
- за 10 успешных боевых заданий днём или 5 ночью все члены экипажа представлялись к первой правительственной награде и каждый получал по 1000 рублей
за 20 успешных боевых заданий днём или 10 ночью все члены экипажа представлялись ко второй правительственной награде и каждый получал по 2000 рублей
за 40 успешных боевых заданий днём или 15 ночью все члены экипажа представлялись к званию Героя Советского Союза и каждый получал по 3000 рублей.
При этом оговаривалось, что успешные боевые задания должны быть подтверждены фотоснимками или показаниями экипажей вылетавших для уничтожения обнаруженных объектов. Также были предусмотрены награды для командиров - командир эскадрильи и её комиссар награждались орденом Ленина если эскадрилья совершала 100 разведывательных успешных вылетов на ближнюю разведку или 50 на дальнюю, потеряв при этом не более 3 самолётов.
Казалось бы ничтожно малое количество боевых вылетов, необходимых для получения награды, на самом деле это число огромное - в 1941-1942 средняя продолжительность жизни лётчика-штурмовика на фронте равнялась всего лишь 3 боевым вылетам, лётчика разведчика возможно немного больше, хотя разведывательные полёты также выполнялись на небольшой высоте и небольшой скорости.

К концу августа 1941 года в составе 38 ораэ не осталось исправных самолётов МиГ-3 - два самолёта был сбиты противником, ещё два были сильно повреждены и нуждались в серьёзном ремонте.

В сентябре 1941 года в состав 38 ораэ вошла часть личного состава расформированного 314 отдельного разведывательного полка (орап). В эскадрилье появилась новая материальная часть - из 314 орап прибыло два звена на самолётах Як-4. Точное число самолётов полученных самолётов Як-4 неизвестно. Известно только, что на 10 августа 1941 в 314 орап оставалось 8 таких машин.[2]

В начале октября 1941 года ценой огромных потерь (в бою были сбиты два Як-4 и три ЛаГГ-3) сумела обнаружить прорыв советской обороны в районе станции Никитинка и установить состав наступающей группировки противника.[1]

К началу ноября 1941 года три лётчика 38 раэ совершили около 50 боевых вылетов каждый и таким образом выполнили "норму" приказа НКО №0299. Они были представлены к званию Героя Советского Союза, но были награждены орденами Ленина.

Источники:
1. А. Медведь "Советская разведывательная авиация в начальный период войны ч.1" Авиация №4 2000г.
2. А. Медведь Д. Хазанов "Бумажный тигр ВВС РККА" Авиация и Время
3. А. Медведь Д. Хазанов "Пикирующий бомбардировщик Пе-2. Пешка ставшая ферзём" Москва Яуза 2007

 

подполковник Н.И. Малышев
подпись первого командира 38 раэ
фрагмент разведдонесения 38 раэ
фрагмент разведдонесения 38 раэ
самолёт Як-4 38 раэ
самолёт Як-4 38 раэ
дислокация 38 на карте 1941 года
дислокация 38 на карте 1941 года

 

при перепечатке ссылка на сайт обязательна Copyright © Щучин - город авиаторов

 


Хостинг от uCoz