Щучин город авиаторов
главная
о Щучине
аэродром
авиация в Щучине
фотогалерея Щучина
контакт
от автора
гарнизоны
катастрофы
фотографии военнослужащих
гостевая книга
ссылки

 

 

 

 

 

 

  Rambler's Top100
 
 
 
 
 

 

979 иап Афганистан2 смена 979го истребительного полка в Афганистане.


Перед отправкой в Афганистан вторая смена прошла подготовку.На итоговой проверке вторая эскадрилья получила "твёрдую" четвёрку. 23-24 мая эскадрилья возвращалась в Щучин. Эскадрилья летела с промежуточной посадкой на аэродроме в станице "Кущёвская" перелетела в Щучин. Станица Кущёвская - это аэродром Краснодарского ВВАУЛ. Он был оборудован системой посадки РСБН только с одной стороны. Самолёты с тремя подвесными баками садились на мокрую взлётно-посадочную полосу при попутном ветре. Погодные условия 600х8. Самолёты из Маров летели звеньями в 5-10 минут. При посадке в таких условия один из самолётов "выскочил" за пределы ВПП (это самолёт отмыли и он сразу полетел дальше). Два перегоняемых самолёта были не совсем исправные. Эти самолёты пергоняли опытные лётчики. В самолётах были неисправности гидросистемы. Эти самолёты перегнали в Мары лётчики первой смены Ратс и Кузяк. Взамен взяли исправные самолёты второй эскадрильи. Оба самолёта сели на незнакомом аэродроме с перелётом. Первый самолёт без работающей основной тормозной системы выкатился на несколько десятков метров за пределы ВПП. Второй самолёт также выкатился за пределы ВПП и не сумел уйти от столкновения с предыдущим самолётом - ударил левой плоскостью в правую плоскость стоящего самолёта. К счастью скорость была небольшая - не было ни опрокидывания, ни взрыва. Позже эти два разбитые самолёта (или один?) были доставлены в Щучин и восстановлены. Но после облёта на них уже никто не летал.

Личный состав второй смены 979 иап в Афганистане прилетел на аэродром Кандагар на самолёте Ил-76.
27 мая 1987 года вторая смена приступила к боевой работе. Но ещё какое-то время в Кандагаре оставались лётчики двух звеньев первой смены 979 иап. Они знакомили новоприбывших с райономи полётов и передавали опыт боевых действий в условиях Афганистана. 10 июня 1987 все лётчики 979 иап улетели в СССР.
Вторая эскадрилья считалась эскадрильей 979 иап, прикомандированной к ВВС ТуркВО. Оперативно подчинялась 168 иап из Староконстантинова (штаб на аэрдроме Баграм). Своей строевой части (аналог гражданского отдела кадров) в эскадрилье не было. Все приказы (по строевой, наградные и т.д.) были 280 вертолётного полка, самоё крупной авиачасти в Кандагаре. Номер полевой почты также был этого полка - в/ч 17668.
На задания лётчики летали парами и звеньями, на бомбардировку - обычно парами. Сначала летали на самолётах МиГ-23МЛ первой смены. В августе 1987 года 190 иап, которому оперативно подчинялась первая смена (эскадрилья) 979 иап, закончив свою службу в Афганистане, выводился на аэродром постоянной дислокации. При этом произошёл обмен самолётами - 190 иап "забрал" в СССР самолёты МиГ-23МЛ 979 иап, оставив свои МиГ-23МЛД. 2 аэ 979 иап получила самолёты предположительно эскадрильи из Шинданда.
Кроме трёх звеньев летали также звено управления Светлолобов-Линьков-Гниденко-Бочаров и пара Воробьёв-Бондаренко. На аэродроме Кандагар были большие проблемы с авиационным керосином, т.к. его доставляли на аэродром колонным с заправщиками, которые подвергались постоянным нападениям со стороны моджахедов. Поэтому эскадрилья совершала обычно по одному вылету в день. За время смены лётчики совершили в среднем по 130-160 боевых вылетов.
Истребительные задачи как таковые практически отсутствовали - мятежники не имели авиации. Истребители несли дежурство на аэродромах по системе ПВО СССР, а также сопровождали ударные группы при вылете в приграничные районы. Кроме того истребители сами наносили бомбовые удары по целям, а также проводили воздушную разведку местности. В 1986 году у мятежников появились первые ПЗРК "Стингер" американского производства. В 1987 нижний граница пикирования была увеличена до 3500 метров. Обязательным стал отстрел ИК ловушек при взлёте и посадке.
МиГ-23МЛД при прикрытии ударных групп были обычно вооружены двумя ракетами средней дальности Р-24Р с радиолокационной головкой самонаведения и двумя-четырьмя ракетами малой дальности Р-60М с тепловыми головками самонаведения. Обязательно имелся блок отстрела тепловых ловушек ВП-50-60 и дополнительный топливный бак на 800 литров.
При нанесении бомбовых ударов сброс бомб производился обычно из пикирования. Кроие этого лётчики летали на воздушную разведку, а также на задания по "свободной охоте" (в основном за караванами моджахедов). На бомбо-штурмовые удары эскадрилья летала не только самостоятельно, но и совместно с "соседями" - эскадрильей Су-25. При крупных операциях эскадрилья летала совместно с Су-17 из Шинданда.
21 февраля 1988 года при обстреле аэродрома моджахедами из стрелкового оружия погиб начальник группы РЭО эскадрильи капитан Блохин.
18 апреля 1988 года во время контрольного полёта при посадочном курсе столкнулся с землёй самолёт МиГ-23МЛД, управляемый лётчиком П. Кругляковым. Официальная причина катастрофы - поражение ракетой ПЗРК "Стингер".

21 июня 1988 вторая эскадрилья 979 иап, закончив службу в ДРА.

Павел Кругляков
Павел Кругляков
 
Все права защищены. Copyright ©Щучин - город авиаторов

 


Хостинг от uCoz