главная
аэродром
авиация в Щучине
военнослужащие гарнизона
о Щучине
награды сайта
контакт
от автора
катастрофы
гарнизоны
общее о ВС и ВВС
фотогаллерея Щучина
гостевая книга
ссылки

 

 

  Rambler's Top100
 
 
 
 
 

 

Экипаж 10-го орап, погибший у деревни Макаренцы

Во время Великой Отечественной войны у деревни Макаренцы был сбит советский самолет. Местные жители захоронили на деревенском кладбище найденные под обломками останки экипажа. После войны на протяжении ряда лет велись безрезультатные поиски этого самолета. Место падения помог найти местный краевед Игорь Великанов.
23 октября 2013 начался официальный подъем самолета. Обломки самолета были найдены на глубине 4 метров. Именно там они пролежали почти 70 лет. Раскопки велись 52-м отдельным поисковым батальоном совместно с поисковиками могилевского поискового отряда "ВИККРУ". Среди найденных обломков были подняты два двигателя М-105пф с номерами №41-4044 и №41-4155. Далее началась поисковая работа в архивах среди документов ЦАМО
Российскими исследователями было установлено, что двигатели М-105пф с номерами №41-4044 и №41-4155 были установлены на самолете Пе-2 №5/288, который был выпущен 7 февраля 1944 года на авиазаводе №22 в Казани. 10 фераля 1944 этот Пе-2 был передан в 8-ю запасную авиационную бригаду (ЗАБр), которая дислоцировалась также в Казани. Далее самолет был передан в 18-й запасной авиационный полк (ЗАП) в город Чистополь. Согласно приказу 18-го ЗАП № 035 самолет Пе-2 №5/288 был исключен из самолетно-моторного парка полка и передан в 1-ю перегоночную авиационную эскадрилью ВВС. Далее было установлено что не позднее 3 мая 1944 года этот самолет и еще четыре Пе-2 прибыли в состав 1-й воздушной армии (ВА). После этого эти самолеты были переданы в состав 10-го отдельного Московского Краснознаменного разведывательного полка. В приказах по 10 орап есть приказ о зачислении самолета Пе-2 №5/288 в состав 2-й эскадрильи в мае 1944 без указания конкретной даты. Этот самолет был потерян 7 июня 1944 года. В фонде 10-го орап имеются акты списания парашютов, ГСМ и фотоаппаратов. Таким образом, благодаря серьезным исследователям удалось полностью отследить историю данного самолета.

Благодаря помощи участников форума "Тризна" - поисковиков и исследователей - удалось установить экипаж Пе-2 10-го орап:
летчик младший лейтенант Василий Петрович Марусенко
штурман младший лейтенант Владимир Иванович Павловский
стрелок-радист Усман Мухаметович Ахматулин

Согласно документам 10-го орап 7 июня 1944 года эскадрилья дальних разведчиков на самолетах Пе-2 совершила с аэродрома Старые Пересуды 12 боевых вылетов. Из них 8 вылетов на визуальную разведку войск противника до рубежа Полоцк - Лепель - Борисов - Могилев. Задание выполнило 7 экипажей. Попутно с визуальной разведкой сфотографировано аэродромы Луполово, Докудово, Бобр, Приямино. Один экипаж (летчик мл. л-т Марусенко, штурман мл. л-т Павловский и стрелок-радист Ахматулин) вылетел на визуальную разведку в район Бабиновичи - Богушевск - Толочин - Шклов - Горки и с боевого задания не вернулся

Этот Пе-2 был сбит оберфельдфебелем Хельмутом Ланге, летчиком из первой эскадрильи 51-й истребительной эскадры (1./JG 51). Первая группа этой эскадры (I./JG 51) в составе трех эскадрилий в конце 1943 перевооружилась с FW-190А на на Bf-109G и в июне 1944 дислоцировалась на аэродроме Орша. На июнь 1944 в I./JG 51 было 44 истребителя Bf-109G-6. Хельмут Ланге заявил воздушную победу в районе падения самолета 10-го орап на высоте 6000 метров. Возможно летчик Люфтваффе перехватил Пе-2, и разведчик пытался уйти набирая высоту. Возможно также, что экипаж Пе-2 потерял ориентировку и отклонился от своего маршрута.


Фотографии с раскопок на месте падения у деревни Макаренцы (для увеличения нажмите на фотографии).

Раскопки на месте падения самолета Пе-2Р 10-го орап у деревни Макаренцы Раскопки на месте падения самолета Пе-2Р 10-го орап у деревни Макаренцы Раскопки на месте падения самолета Пе-2Р 10-го орап у деревни Макаренцы
     
Раскопки на месте падения самолета Пе-2Р 10-го орап у деревни Макаренцы Раскопки на месте падения самолета Пе-2Р 10-го орап у деревни Макаренцы Раскопки на месте падения самолета Пе-2Р 10-го орап у деревни Макаренцы
     
Раскопки на месте падения самолета Пе-2Р 10-го орап у деревни Макаренцы Раскопки на месте падения самолета Пе-2Р 10-го орап у деревни Макаренцы Раскопки на месте падения самолета Пе-2Р 10-го орап у деревни Макаренцы
     

Можно также посмотреть видео с раскопок:
Подъем первого двигателя
Подъем второго двигателя

В настоящее время могилевский поисковый отряд "ВИККРУ" начал подготовку к перезахоронению останков летчиков с установкой именной мемориальной доски на сельском кладбище в деревне Макаренцы

Андрей Васильчик
Создатель и администратор проекта "Щучин - город авиаторов"

обстоятельства гибели экипажа 10-го орап
обстоятельства гибели экипажа 10-го орап
акт списания парашютов
журнал учет боевых потерь 10 орап
журнал учет боевых потерь 10 орап
самолет JG 51 в 1944
вариант эмблемы JG 51
вариант эмблемы JG 51

 

перепечатка и использование материалов сайта только с разрешения автора Copyright А.В. Васильчик ©Щучин - город авиаторов