главная
аэродром
авиация в Щучине
военнослужащие гарнизона
о Щучине
награды сайта
контакт
от автора
катастрофы
гарнизоны
общее о ВВС и ВС
фотогалерея Щучина
гостевая книга
ссылки

 

 

  Rambler's Top100
 
 
 
 
 

 

Виктор Кабанов
в 1972 помощник командира корабля
132 тяжёлый бомбардировочный авиаполк

132 тбап ученияУчения 1972 года.вч 40567

.Кстати на этих учениях с нашим экипажем был один случай. Наш полк должен был бомбить полигон сооружённый на выведенном из строя военном аэродроме вблизи города Витшток. Впереди шла помеховая третья эскадрилья - постановщики помех.У этих машин зашитый бомболюк полностью был забит помеховой аппаратурой. Дополнительно на каждом Ту-16 стояла станция «Фасоль» забивавшая каналы наведения истребителей. Мы из второй эскадрильи летели на Ту-16К11-16, но без ракет, а с парашютными 250кг бомбами и должны были бомбить назначенные нам капониры, причём каждый экипаж свои капониры. Первая эскадрилья должна была сбросив кассетные бомбы и заминировать аэродром, что бы предотвратить ремонт. Причём эти мины взрывались через разное время, для того что бы вывести из строя минёров. По этой причине целые сутки к полигону никто не приближался. Летели мы сначала на средних высотах, а перед пересечением польско-германской границы снизились до 200 метров и это ночью.
При полёте в плотном боевом на бомбометание полигона вблизи Берлина, мы так загадили эфир, что полностью нарушили управление перехватчиками из-за чего одному даже пришлось катапультироваться из-за выработки топлива. Нам пытались дать команду на прекращение помехи, но и мы ничего не слышали кроме какофонии в наушниках. И лишь по дальней связи пришло распоряжение на прекращение постановки помех ранее намеченного рубежа, да и то мы восприняли это не сразу, а лишь после подтверждения паролем. Кстати на следующий день поступило сообщение, что на это время также было парализовано управление гражданскими самолётами над ФРГ.
Перед самой целью три «Ёлки» (самолёты Ту-16Е - постановщики пассивных помех - А.В.) выполнили подскок и сбросил "люстры"(осветительные бомбы- А.В.) . Всё стало как днём. Сначала на ВПП должен был сбросить 36 бетонобойных бомб экипаж командира дивизии генерала Харина. Они срабатывали с замедлением, что бы взрыв произошёл после пролёта групп, но что-то не срослось. Толи мы опоздали, толи сброс этих бомб был выполнен раньше, но рваться они начли чуть левее нашего крыла. Причём как мы летели так равномерно они и взрывались. Я такого салюта больше никогда не видел. Но что удивительно, ни одной пробоины. Хотя в 1974 году в Воздвиженке произошёл похожий случай, примерно по такому же сценарию, и на одном самолёте просто не было живого места, а он всё равно долетел до родного аэродрома. Очень живучий самолёт. После бомбёжки этого полигона к нам пришло поздравление с отличной оценкой от министра обороны Гречко. Оказывается он наблюдал за нашей работой а затем объехал полигон.
По условиям учений 5 июля 1972 года после удара по аэродрому тактической авиации противника наш аэродром в Тарту был уничтожен. Зз-за уничтожения нашего аэродрома постоянного базирования ночью весь полк произвёл посадку на наш оперативный грунтовый аэродром Желудок. Я впервые выполнял посадку ночью на грунт. Мало того, что было темно, так и вдобавок от впереди севших самолётов всё занесло такой пылью, что я просто не понимал, как мой командир Чужинов Николай Сергеевич хоть что-то видит. Я, конечно, предполагал, что он был на этом аэродроме раньше, но всё равно его мастерство произвело на меня огромное впечатление.
Самолёты стояли в линеечку и серебристые сверху, я думаю, были прекрасно видны. Опыт второй мировой в данном случае не был учтён. Ближе к вечеру на малой высоте нас посетил разведчик. Это был или Як-27 или Як-28. Было принято решение срочно покидать Желудок и перелетать в Тарту. В итоге взлёт производился парами с грунта ночью в дикой пыли от влетающих самолётов. Взлёт парой в Дальней авиации конечно сказано сильно. На самом деле на полосу уступом выруливали два самолета, а вот взлетали поодиночке с 15 секундным интервалом. Не знаю, действительно ли это уменьшало время. Мне кажется, что наоборот, пока вырулит и прорулит впереди по полосе один, затем вырулит второй, после этого один начнёт разбегаться, а затем второй, за это время можно было выпустить три самолёта. Взлёт с грунта производил неизгладимое впечатление. Всё дребезжало, порой невозможно было увидеть приборную доску, ноги с педалей норовило всё время сбросить.
В эту ночь произошёл случай, чуть не ставшей катастрофой. Один из экипажей в пыли вырулил не на полосу, а правее и взлёт производил с постепенным уклонением вправо. Скорость росла медленно и иногда даже падала, когда колёса встречали более мягкий грунт. Но командир продолжал разбег, так как он уже не понимал, сколько оставалось до конца полосы, и опасался, что если он прекратит взлёт, то следующий взлетающий самолёт столкнётся с ним. В итоге они оторвались, но пробежали 3300 метров. А ведь грунтовка была длиной 3000 метров. В последствии нам показали фотографии этого взлёта. Колее были огромными и проскочили они буквально с крайним домом близлежащей деревни. Воистину самолёт повышенной проходимости...

 

 

 

при перепечатке ссылка на сайт обязательна Copyright ©Щучин - город авиаторов

 


Хостинг от uCoz