главная
о Щучине
аэродром
авиация в Щучине
фотогалерея Щучина
контакт
от автора
гарнизоны
катастрофы
фотографии военнослужащих
гостевая книга
ссылки

 

 

 

 

  Rambler's Top100
 
 
 
 
 

 

Краткая история аэродрома в Щучине.

 

История щучинского аэродрома началась в 1940 году. После присоединения Западной Белоруссии в состав СССР в 1939 году командование ВВС Красной Армии пришло к выводу, что уже существующая польская система аэродромов явно недостаточна для потребностей большой страны. Постановлением Комитета обороны в марте 1940 года был принят план строительства новых аэродромов. Среди выбранных площадок оказались Щучин и Желудок.
В Щучине был оборудован полевой аэродром. Вскоре сюда прибыла 4-я корпусная авиационная эскадрилья (4 КАЭ), имевшая на вооружении бипланы Р-5 и У-2. в Щучине началось формирование 190-го штурмового авиаполка. 190-й шап был одним из новых формируемых полков, вооруженных штурмовиками Ил-2.
Весной 1941 года на аэродроме началось строительство бетонной взлетно-посадочной полосы. В Щучин прибыла часть летчиков формируемого 190 шап, но боевых самолетов полк получить не успел. Утром 22 июня немецкие Ме-110 штурмовым ударом уничтожили самолеты 4-й КАЭ. Личный состав эскадрильи и 190-й шап убыли на восток.
Во время немецкой оккупации аэродром не использовался по своему предназначению.
В июле 1944 Щучин был освобожден Красной Армией. Осенью 1944-го на аэродром Щучин прибыл 28-й гвардейский авиационный полк дальнего действия. Полк был вооружен бомбардировщиками Ил-4 и по ночам бомбил стратегические объекты противника в Прибалтике и Восточной Пруссии. Специально для этого полка на аэродроме была уложена металлическая взлетно-посадочная полоса.
Фронт быстро продвигался на запад, и весной 1945 г. 28-й гв бап перебазировался на территорию Польши.
После окончания Великой Отечественной войны в Щучин прибыл 790-й истребительный полк вместе с управлением 129-й истребительной дивизии. Полк летал на Ла-5. В 1952 году 129-я иад вместе с 790-м иап убыли в Московский округ ПВО.
В 1954 году началась реактивная эра щучинского аэродрома – сюда прибыла 157-я бомбардировочная авиадивизия в составе двух полков на реактивных бомбардировщиках Ил-28. Часть самолетов была оснащена специальным оборудованием. Эти самолеты являлись носителями ядерного оружия. Специально для реактивных бомбардировщиков в 1956 году в Щучине была построена бетонная взлетно-посадочная полоса. В ходе инициированного Н.С. Хрущевым массового сокращения авиации в 1961 году 157-я бад и ее полки были расформированы.
Аэродромов с бетонной полосой в Белоруссии было тогда немного, поэтому авиационная история Щучина тогда не закончилась. В 1961 году в Щучин прибыли 10-й отдельный разведывательный Московско-Кенигсбергский Краснознаменный ордена Суворова III-й степени и 979-й истребительный Волковысский Краснознаменный ордена Суворова III-й степени полки. Годом позже в Щучине разместилось управление 95-й истребительной дивизии, под штаб которой было отдано здание Коллегиума Ордена пиаров возле костела. Оба полка ле­тали на современной по тем временам технике: истребители на МиГ-19 – первых в мире сверхзвуковых боевых самолетах, а ра­ведчики – на МиГ-15Р и разведывательной модификации все тех же Ил-28. Была создана мощная инфраструктура. Принимая во внимание опыт арабо-израильских войн, во второй половине 1960-х для самолетов были созданы сначала капониры (обвалования из земли), а чуть позже для самолетов истребительного полка были построены железобетонные арочные укрытия -ангары.
В 1969 году в Щучин прибыл 36-й буксировочный авиаотряд на самолетах Ил-28, основной задачей которого была буксировка мишеней для тренировок истребителей и расчетов войск ПВО
В 1977 году аэродром закрывается на ремонт: был положен второй слой бетонных плит, взлетно-посадочная полоса – удлинена, и щучинский аэродром стал аэродромом 1-го класса, способным принимать любые самолеты.
В 1980-х частыми гостями Щучина стали эскадрильи МиГ-25 из советских разведывательных полков в Германии и Польше. Своих полигонов для бомбометания там не бы­ло, поэтому эскадрильи прилетали в Щучин и уже отсюда летали на выполнение поставленных задач.
В 1985 году в связи со снятием с вооружения самолетов Ил-28 36-й буксировочный отряд был расформирован.
В 1986 в составе 10-го разведполка была создана эскадрилья самолетов МиГ-25БМ – уникальных авиакомплексов, предназначенных для про­ры­ва противовоздушной обороны противника.
В ходе перестройки началось очередное массовое сокращение вооруженных сил. В Щучине в 1989 были расформированы 95-я иад и 979-й иап. Вместо истребителей из Польши прибыл 151-й полк радиоэлектронной борьбы, на Як-28ПП. В 1990 в состав полка прибыли еще две эскадрильи МиГ-25БМ.
В 1992 151-й полк РЭБ был расформирован.
В 1993 был расформирован 10-й орап, эскадрилья Су-24МР убыла в Россь.
Аэродром оставался действующим - сюда постоянно прилетали штурмовики Су-25 – 213 ПАРМ проводила на них регламентные работы.
В 2003 году 213 ПАРМ убыла на аэродром Лида.
В 2004 аэродром был передан близлежащим колхозам. Бетонные плиты сорваны и распроданы. Часть территории распахана.
В 2013 часть бетонной ВВП была расчищена. Планируется размещение в Щучине легкомоторной авиации.


перепечатка и использование материалов сайта только с разрешения автора Copyright А. Васильчик© Щучин - город авиаторов